Камеры и «рамки»: готова ли железная дорога в Приморье к угрозам терактов?

За полтора десятилетия развитие системы безопасности на ДВЖД сделало большой шаг вперед

17:47, 27 июня 2018 Общество
_MG_9765.jpg
Фото: Андрей Михайлов, РИА VladNews

Система безопасности на российском  железнодорожном транспорте в  90-е годы прошлого века  и в начале нового тысячелетия, как показала практика,  требовала усовершенствования и ряда изменений. Серия  громких терактов в «нулевые» годы  в некоторой мере дала повод для начала  реформирования системы безопасности на железной дороге, рассказал корреспонденту РИА VladNews начальник Владивостокского ЛУ МВД на транспорте, полковник полиции Игорь Бояринов.  

В качестве примера специалист привёл события  27 сентября 2009 года, когда в результате теракта в скоростном поезде «Невский экспресс» погибли 28 и более 98 человек были ранены. А также подрыв пригородного поезда в Ессентуках 5 декабря 2003 года – тогда в результате самоподрыва смертницы было убито 47 человек и свыше 180 получили различные рода ранения.

Вместе с тем, по словам Игоря Бояринова, не только данный фактор способствовал изменениям безопасности на железнодорожном транспорте, а также рост пассажиропотока, развитие технологий и структуры транспорта в целом. Что касается транспортной полиции того времени в нашем крае, то в 1997 году из отделения было сформировано Приморское линейное управление на транспорте МВД РФ. Эта мера,  в свою очередь, положительно повлияла на безопасность граждан и структурных подразделнгий железной дороги.

Одними  из криминогенных очагов ещё с советских времен заслуженно считались железнодорожные вокзалы. Среди потока добропорядочных пассажиров здесь всегда крутились воры, шулеры, наперсточники и прочий разномастный криминальный элемент,  а на привокзальных территориях обосновались таксисты-нелегалы и стихийные торговцы.  Теперь на железнодорожных транспортных узлах в России стало намного безопаснее. Бомбилам к вокзалам перекрыли путь шлагбаумы, а нетрезвых маргиналов  незамедлительно отслеживает и  выдворяет с территории служба безопасности.  Плюс ко всему, видеокамеры, расположенные на ключевых точках, потенциально отбивают охоту у воришек поживиться чужим имуществом. 

Игорь Бояринов напомнил, что к 2012 году, когда производилась модернизация  железнодорожного вокзала Владивостока к саммиту АТЭС,  была обновлена и  система безопасности важнейшего транспортного узла краевого центра. Одним из первых здесь ввели в эксплуатацию комплекс видеонаблюдения. Камеры слежения специалисты  разместили по  вокзалу с учётом мест большой проходимости и массового скопления людей - на входах-выходах, торцах здания, около билетных касс, в залах ожидания и т.п. Картинки с камер были выведены в нескольких местах, в том числе, у начальника и дежурного по вокзалу для своевременного реагирования на нештатные ситуации.

Тесное взаимодействие Владивостокского ЛУ МВД на транспорте с Госавтоинспекцией  со временем помогло решить проблему нелегального извоза - при отсутствии у водителей  (либо у юрлиц, принявших данных граждан на работу) лицензии, бомбилы без разговоров выдворяются с «насиженных» точек.  Что касается, нахождения бездомных и попрошаек в железнодорожном вокзале, то при наличии совокупности фактов опьянения, неопрятного внешнего вида, либо хулиганских действий, на данных лиц составляются административные протоколы со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Полковник Бояринов отметил, что все оперативные сотрудники линейного управления проходят широконаправленную профессиональную подготовку. В учебных заведениях МВД их обучают методикам выявления потенциальных правонарушителей, в том числе, «вычислению» подозрительных личностей в толпе людей. Иметь «намётанный глаз» и обладать знаниями психологии, пожалуй, одно из основных профессиональных качеств для сотрудника транспортной полиции, ведь ежедневно приходится  выявлять  лиц, несущих угрозу обществу, среди большого потока пассажиров.

Оснащённость систем безопасности приморских вокзалов зависит от финансирования, которое даже в нынешние времена не всегда позволяет внедрить все предписанные меры для обеспечения на транспорте спокойной обстановки. Однако есть перечень необходимого оборудования, который обязателен на каждом вокзале или станции.  Например, в зоне оперативного обслуживания Владивостокского ЛУ МВД на транспорте (в Трудовом,  Артёме, Владивостоке)  многие объекты оснащены стационарными и ручными металлоискателями, интроскопами, детекторами взрывных веществ, средствами радиосвязи и иной спецтехникой, а также обученным персоналом, умело использующим данную технику.

В беседе с корреспондентом РИА VladNews старший специалист по связям со СМИ транспортной полиции Владивостока, старший лейтенант Артур Фоминых напомнил, что железнодорожные дорога, в первую очередь,  -  это зона повышенной опасности, и в ряде случаев установка  ограждений на путях является профилактической мерой не только против различного травматизма, но и снижает уровень преступности на данном объекте. Несколько потенциально опасных участков на перегонах, переездах и территориях станций транспортные полицейские определили при взаимодействии с ОАО «РЖД». Силами и средствами последнего здесь были установлены ограждения, препятствующие доступ к зоне движения поездов.

Вместе с тем, очевидно, что установка ограждений вдоль всех путей в крае будет чрезмерно затратным и, к тому же, малоэффективным мероприятием. Железная дорога как магнит притягивает к себе детей, подростков, да и людей возрастом постарше. Редкий месяц в Приморье обходится без сообщений в хронике происшествий о погибших под колёсами  поезда, либо сожжённых высоковольтным разрядом контактной сети.  В качестве примера можно привести недавний случай в поселке Новом  Надеждинского района, когда группу детей 10-13 лет, пытавшихся сделать «селфи» на фоне движущихся поездов, сбил грузовой состав.

«К сожалению, пока не придуман сколько-нибудь эффективный способ недопущения, прежде всего, детей и подростков, к открытым участкам железнодорожных путей,  - говорит Артур Фоминых. - Поэтому из года в год мы практикуем в числе различных мер - проведение обширного комплекса профилактических мероприятий при содействии коллег из всех заинтересованных структур. К примеру, сотрудники подразделения  по делам несовершеннолетних  регулярно проводят в учебных учреждениях лекции  для  детей и родителей по предупреждению травматизма  на железной дороге,  организуют просмотр тематических видеофильмов,  презентаций, распространяют буклеты  и  многое другое.  Практика показывает, что такая работа положительно сказывается на статистике трагических происшествий на железной дороге».

Отметим, что тема экстремизма и терроризма в последнее время набирает обороты, участились случаи провокаций и разжигания различного рода вражды и ненависти. В связи с этим идёт активная профилактика экстремизма и терроризма, в том числе в сети Интернет. Огромный акцент делается на безопасности детейподростков и также молодёжи. Для защиты подрастающего поколения разрабатываются разные проекты и методы защиты, организовываются слёты, проводятся лекции, в том числе для родителей, ведётся пропаганда толерантности. Публикуются памятки поведения в опасных ситуациях. Также приморские суды регулярно пополняют «чёрный список» Минюста.

РИА VladNews ведёт беседы с различными специалистами, чтобы узнать какова обстановка в Приморье, как местные жители и приезжие ведут себя, а также как реагируют и что думают по этому поводу представители разных национальностейнародов и религий. Также об экстремизме рассказал приморский депутат Александр Лось.

В рамках V Медиасаммита во Владивостоке выступили эксперты со своими темами: Елена ТомчукВадим ШиллерЯков Асланов и Ильдар Галиев.

Напомним, в Приморском крае реализуется государственная программа Приморского края «Безопасный край» на 2015-2020 годы, которая предусматривает финансирование мероприятий, направленных на снижение уровня преступности в регионе, а также на профилактику терроризма и экстремизма.

Экстремизм -  это не только публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность, но и возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии. К этому понятию относится также пропаганда и публичное демонстрирование нацистской символики, иной атрибутики экстремистских организаций. Экстремистская деятельность – административно и уголовно наказуемое деяние. Санкции за эти правонарушения определены Кодексом об административных правонарушениях и Уголовным Кодексом РФ. Распространение экстремистских материалов влечет наложение штрафа либо административный арест до 15 суток. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, совершенные в сети Интернет наказываются принудительными работами на срок до 5 лет либо лишением свободы на срок до 5 лет.