Счета крупнейшей компании Дальнего Востока «Востокцемент» заблокированы Генпрокуратой. Эта новость шокировала не только тысячи семей, которые работают на предприятиях, но и, безусловно, всю строительную отрасль. Директор ООО «Артёмовский завод ЖБИ» Павел Пенязь рассказал корреспонденту РИА VladNews, что ситуация в Приморье очень серьёзная.
Павел Пенязь заявил, что в связи со сложившимся положением дел, работы не будет. Как выходить из ситуации – неизвестно, «вариантов нет».
«Ближайший цементный завод находится за Якутией. Представляете транспортную составляющую? Всё от Якутии и в нашу сторону связано с группой компаний «Востокцемент». Другого цемента в крае нет, инертного заполнителя, щебня тоже», - сказал директор Артёмовского завода ЖБИ.
Он отметил, что ни их предприятие не сможет работать, ни их клиенты.
«Все федеральные объекты, которые являются, в том числе и нашими клиентами, просто остановятся. Жилые микрорайоны по Большому Камню, объекты по Владивостоку, вообще по всему Приморскому краю, включая клиентов по Магадану, Сахалину и Камчатке встанут. Во Владивостоке встанут все объекты компании «Восточный Луч». Возьмём нашу ССК «Звезду»: все микрорайоны строятся из цемента. Абсолютно все заводы ЖБИ сразу встанут. Повторяю, другого цемента в Приморье нет», - подчеркнул Пенязь.
Руководитель предприятия отметил, что лет пять назад ещё можно было бы как-то «выкрутиться» из этой ситуации. Тогда валюта была не такой дорогой, и поэтому можно было привезти цемент из Кореи через компанию Примстройресурс.
«Но учитывая курсовую разницу и размер пошлин, они просто перестали возить цемент из Кореи. Экономически не выгодно. Сейчас на территории края, кроме как Спасского цементного завода нет никакого», - добавил глава компании.
Павел Пенязь пояснил, что цемент из-за рубежа отпадает, как, в общем-то, и цемент из Якутска. Во-первых, транспортировка будет стоить много. Во-вторых, на этом цементе «сидят» Сахалин, Камчатка, Магадан, Амурская область, Хабаровский край и Приморье. Сомнительно, что в такой ситуации «Востокцемент» сможет снабдить всех необходимыми материалами.
«На сегодняшний день в компании прилагают максимум усилий, и пока объекты они держат, цемент нам поступает. Не знаю, из каких резервов… Они держатся и пытаются удержать стройки Приморского края. Но а ситуация плачевная. Речь идёт даже не о том, что пять тысяч работников «Востокцемента» останутся без работы и средств к существованию, вся строительная отрасль, как минимум Приморского края, будет в таком же положении.
Цемент – это специфический продукт, слишком долго хранить его нельзя. Теоретически, у каждого предприятия может быть по 100-150 тонн, но этого мало. Только по моему предприятию средний расход – порядка 40 тонн в один рабочий день. На своём запасе продержусь дня 3-4 и всё. Потом, видимо, рабочие пойдут без содержания, временный простой...», - рассказал Пенязь.
Глава завода поделился, что у них на сегодняшний день работает почти 100 человек. Но, подчеркнул собеседник, это не самое большое предприятие. Так, на ЖБИ-3 работает около 400 человек. А у клиента этих двух заводов порядка 800 человек трудятся в Большом Камне, там строятся несколько микрорайонов.
«А у них тоже контракты, сроки. Ситуация очень серьёзная», - подчеркнул Павел.
Ранее ситуацию с арестом счетов прокомментировала журналист из Владивостока Татьяна Глаголева, директор ООО «Строительная компания Система» Алишер Аббасов, глава DNS, а также генеральный директор ООО «Приморский бетон» Филипп Казновский.
Напомним, ранее компания «Востокцемент» опубликовала обращение к клиентам, где было сообщено, что 31 мая 2019 года Генеральная прокуратура через Басманный районный суд Москвы наложила арест на расчётные счета предприятий, выступающих ответчиками по гражданскому иску о взыскании 3,2 миллиардов рублей. Это АО «Спасскцемент», АО «Теплоозёрский цементный завод», АО «Владивостокский бутощебеночный завод», АО «Дробильно-сортировочный завод», ООО «ДВ-Цемент». А также ООО «Востокцемент» и АО ПО «Якутцемент», которые ответчиками не являются.
Арест счетов предприятий неизбежно приведёт к невозможности выполнения обязательств перед поставщиками, выплаты заработной платы работникам заводов и соответствующих налоговых платежей. Конечный итог подобного положения вещей – остановка предприятий и увольнение сотрудников – 5 000 семей могут остаться без средств к существованию. Это повлечёт за собой рост социальной напряженности на территории Приморского края, Еврейской автономной области и республики Саха (Якутия).