Пусть поет от покупки душа
15 марта – Всемирный день прав потребителя. Веяние времени: мы постепенно приходим к тому, чтобы отстаивать свои потребительские права цивилизованными методами. Но самое главное – законность этих прав стали признавать продавцы товаров и производители услуг. Если дело доходит до суда, то и тут ломается сложившаяся поначалу практика. Об этом говорит уже тот факт, что все чаще причиненный моральный ущерб, нанесенный, к примеру, покупкой некачественного товара и последовавшими за этим хождениями по мукам, оценивается теперь довольно весомыми суммами.
15 марта – Всемирный день прав потребителя. Веяние времени: мы постепенно приходим к тому, чтобы отстаивать свои потребительские права цивилизованными методами. Но самое главное – законность этих прав стали признавать продавцы товаров и производители услуг. Если дело доходит до суда, то и тут ломается сложившаяся поначалу практика. Об этом говорит уже тот факт, что все чаще причиненный моральный ущерб, нанесенный, к примеру, покупкой некачественного товара и последовавшими за этим хождениями по мукам, оценивается теперь довольно весомыми суммами.
- Законом о защите прав потребителей предусмотрено взыскание штрафа в федеральный бюджет за неудовлетворение законных требований потребителей в добровольном порядке, - рассказывает начальник юридического отдела Приморского краевого фонда защиты потребителей Валерия Швецова. – И требования о взыскании такого штрафа выставляются все чаще. Поэтому тот, кто свой бизнес строит на перспективу, болеет за свою репутацию, старается возникшие конфликты не доводить до суда и урегулировать их мирным путем.
Учредителем Приморского фонда является Национальный фонд защиты потребителей г.Москвы. Это общественная организация, но работает она в тесном контакте с государственными структурами, которые по своим функциям обязаны “строить” цивилизованный потребительский рынок. В прошлом году проект фонда по организации работы общественной приемной выиграл грант Сороса, что дало финансовую возможность привлекать юристов для приема потребителей каждый день, а не один раз в неделю, как было до этого.
- Валерия Владимировна, с какими самыми характерными проблемами приходят к вам за помощью?
- Прежде всего – это качество продукции и услуг. Отмечаем сезонные подъемы количества обращений по тому или другому поводу. Например, накануне зимы довольно много жалоб на качество химчистки дубленок. В морозы на поверхность “всплывает” плохое качество автомобильных аккумуляторов. А вот что касается услуг жилищно-коммунального хозяйства, то тут жалоб всегда хватает.
- И есть возможность доказать свою правоту службам ЖКХ?
- Конечно, только должен быть соблюден определенный порядок отстаивания своих прав. Мы помогаем составить письма-претензии в эксплуатирующую организацию, управление муниципального заказа. В прошлом году много было исков по отключению электроэнергии, о чем еще не так давно никто и помыслить не мог.
На базе фонда в ноябре прошлого года была создана ассоциация общественных объединений потребителей края, и это подтверждает, что движение набирает обороты.
В ассоциацию вошли объединения Уссурийска, Артема, Находки, но, думаем, потребители других городов и районов постепенно тоже осознают ее необходимость. Наша главная цель – информирование о нововведениях в области законодательства по защите прав потребителей, координация движения.
Работаем мы не только с потребителями, но и с производителями. Одной из задач агентства экспертизы и сертификации, созданного на базе фонда, является тестирование продукции на экологическую безопасность. На Дальнем Востоке это единственный аккредитованный орган, который оказывает подобные услуги. Дело в том, что такая сертификация не является обязательной, не предусмотрена нормативами. Однако положительные результаты исследований для предприятий являются стимулом для продвижения товаров на рынок, для покупателей – дополнительным подтверждением того, что продукция бесспорно является качественной.
Автор: Надежда БРАЖИНА, "Владивосток"