Скромное обаяние черно-белого кино

В течение четырех дней в престижном зале киноконцертного комплекса “Иллюзион” происходило действо, немного странное и непривычное для его стен, - КИНОФЕСТИВАЛЬ СТУДЕНЧЕСКИХ ФИЛЬМОВ И ПЕРВЫХ ФИЛЬМОВ молодых кинематографистов. На большом экране все это время царила не глянцевая голливудская продукция, а скромное короткометражное, в основном черно-белое кино, снятое выпускниками ВГИКа.

31 март 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №762 от 31 март 2000

В течение четырех дней в престижном зале киноконцертного комплекса “Иллюзион” происходило действо, немного странное и непривычное для его стен, - КИНОФЕСТИВАЛЬ СТУДЕНЧЕСКИХ ФИЛЬМОВ И ПЕРВЫХ ФИЛЬМОВ молодых кинематографистов. На большом экране все это время царила не глянцевая голливудская продукция, а скромное короткометражное, в основном черно-белое кино, снятое выпускниками ВГИКа.

Легкое дыхание жизни

Фильмы, представленные в программе фестиваля, при всей их жанровой и стилевой разнородности подобно осколкам зеркала сложились в итоге в картину реальности - той реальности, в которой мы живем и которой при этом не замечаем. Символично, что смотр молодого отечественного кино открылся 10-минутной лентой Александра Котта “Фотограф”. Это caмая титулованная короткометражка - призы международных кинофестивалей в Кракове, Бильбао, Сиднее, Каннах, Монтекатини, Котбусе, Софии и номинация на “Оскар”. Старенький фотограф (прекрасная актерская работа Вадика Вильского) не просто запечатлевал в кадре разношерстных клиентов своего маленького ателье, он как бы вглядывался и в наши лица, одаряя всех своей лукавой и мудрой улыбкой. Юмористическая зарисовка Виктора Волкова “Эстафета” о первой школьной любви украсила бы любой выпуск “Ералаша”, но на фoнe остальных работ она выглядела вызывающе легкомысленной - так же, впрочем, как и показанный на закрытии фильм-шутка “ЭTОT безумный, безумный, безумный ВГИК”. Тем не менее эти забавные ленты слегка компенсировали тяжелые впечатления, полученные от просмотра документальных киноочерков Дмитрия Кабакова “Одна” и Галины Леонтьевой “Уроки”. Героинями этих фильмов стали ровесницы века, “уходящие объекты” - Анна Петровна Демина и Валентина Романовна Неменова-Лунц, каждая на СВОЙ манер выживающие в собственной старости, выстраивающие ее сообразно “логике преодоления”.

Стильный фантастический опус Евгения Звездакова “CLOSE UP” (привет от Антонини), представляющий собой растянутую на 20 минут рекламу “Полароида”, заставил все же задуматься о мистической предопределенности случайных уличных встреч. Самой обаятельной лентой фестиваля стала игровая короткометражка Сергея Зиневича “Солдат и дурочка”, и заслуга в этом - сценаристки Екатерины Федоровой, сыгравшей главную роль, и немолодого актера Владимира Виноградова. Их изящный дуэт вызвал симпатии всех зрителей. Определенный интерес вызвали и другие ленты молодых кинематографистов...

Молодость мастерове

В первый день работы фестиваля собравшимся продемонстрировали легендарную дипломную работу Рустама Хамдамова “В горах мое сердце”, снятую в 1967 году и вызвавшую смятение в умах киноведов. Экранизация одноименного рассказа Уильяма Сарояна, выполненная в манере дореволюционного немого кино, поражает тонким, изысканным стилизаторством, филигранным владением деталями, искренней любовью к чудаковатым персонажам и сияющим явлением Елены Соловей - удивительной, ни на кого не похожей актрисы, ставшей для режиссера своеобразным талисманом. После столь успешного дебюта судьба Хамдамова в кинематографе могла сложиться более чем удачно. Но вместо этого она напоминает захватывающий, интригующий детектив, последняя глава в котором не написана до сих пор. Негатив и позитив первого его полнометражного фильма “Нечаянные радости” был уничтожен по приказу руководства “Мосфильма” после просмотра материала, а сама постановка передана другому режиссеру - Никите Михалкову, который в итоге снял фильм “Раба любви”, беззастенчиво воспользовавшись идеями, декорациями и костюмами, придуманными Хамдамовым. Лишь спустя 20 лет Хамдамов снова получает возможность снимать. Но единственную копию его второго полнометражного фильма “Anna Karamazoff” похищает и вывозит из страны французский продюсер Серж Зильберман. Потаенный гений, режиссер-призрак, ни один из фильмов которого не дошел до широких зрительских масс, Хамдамов нынче живет во Франции, где на деньги казахского правительства снова снимает кино. Увидят ли его новый фильм российские зрители - неизвестно. Зато благодаря нынешнему фестивалю мы наконец-то увидели его первую работу. Так же, как и дипломную картину его нечаянного соперника Никиты Михалкова “Спокойный день в конце войны”. Уже здесь можно легко разглядеть черты фирменного михалковского стиля. Юность еще одного мэтра отечественного кино Вадима Абдрашитова явлена в его 40-минутном дипломе “Остановите Потапова”, снятом по сценарию Г. Горина. Фильм этот ценен еще и тем, что зафиксировал на кинопленке фрагменты знаменитого спектакля театра на Таганке с Высоцким в роли Гамлета. В зыбкой и загадочной короткометражке Александра Сокурова “Соната для Гитлера” проглядывает не только безупречный режиссерский шарм - здесь видятся наброски к сегодняшней его нашумевшей картине “Молох”.

Особняком в программе фестиваля стоял фильм приморского режиссера-документалиста Валентина Лихачева “Северяне”, показ которого был посвящен его памяти. Присутствие этой пафосной производственной ленты в фестивальной программе можно было бы счесть нонсенсом, но, как ни странно, по прошествии времени эта картина тоже приобрела черты стильности, как и все, что снял Лихачев за годы работы на “Дальтелефильме”.

Гость - один, она - “одна”

В отсутствие всяческих заезжих знаменитостей вся слава и весь свет юпитеров и фотовспышек достались единственному официальному представителю ВГИКа - З8-летнему режиссеру-документалисту Дмитрию Кабакову, преподающему в институте операторское мастерство. В один из фестивальных дней мне удалось познакомиться с ним поближе.

- В программе фестиваля демонстрировался ваш фильм “Одна”, оказавший сильное эмоциональное воздействие на зрителей. У меня в связи с этим несколько неожиданный вопрос: боитесь ли вы старости?

- Знаете, боюсь, если честно. Жизненную активность и силу терять всегда тяжело. Особенно сейчас, когда будущее становится непредсказуемым. Хочется не пассивной, a активной старости - как у моей героини, сопротивляющейся обстоятельствам.

- Довольны ли вы фестивалем и той работой, которую проделала по его организации наша студия “Русский остров”?

- Я просто преклоняюсь перед вашими энтузиастами! Я представляю, сколько нервов и крови пришлось потратить этим людям, чтобы с нуля раскрутить во Владивостоке подобный кинофестиваль, продумать его концепцию, форму, программу, сопутствующую полиграфическую продукцию - календари, каталоги, выполненные, кстати, очень грамотно и красиво. Я верю, что этот ОПЫТ БУДЕТ ПРОДОЛЖЕН и фестиваль в Приморье станет традиционным, причем конкурсным - и тогда молодые местные таланты тоже примут в нем участие. Отечественное кино надо возрождать и таким образом, вдали от своенравной столицы.

Безумству храбрых...

Кто же эти смельчаки, поднявшие и раскрутившие заведомо убыточный и некоммерческий проект? Их пока немного - Олег Котельников, Константин Сальников, Игорь Соловьев. Они и составляют нынешний костяк мало кому пока знакомой киностудии “Русский остров”. Между тем сама киностудия - не блеф. Снятые на ней фильмы “Индигиркина судьба”, “Надежда”, “В комнатах”, “Лабиринт” отмечены призами и дипломами различных кинофестивалей. Сценарная папка киностудии содержит свыше двух десятков киносценариев игровых и документальных фильмов, рассчитанных на короткий и полный метраж. Особенно стоит отметить сценарий фильма об известном приморском деятеле прошлого века Михаиле Янковском, чье имя и чья удивительная судьба связаны неразрывно с историей освоения нашего края. В настоящее время на студии заканчивается монтаж короткометражного игрового фильма “Чудо”.

Хотелось бы, чтобы управление культуры краевой администрации обратило внимание на деятельность киностудии “Русский остров”, поддержало ее и морально, и материально. А пока вопреки всем обстоятельствам и без весомой чиновничьей поддержки ребята из “Русского острова” начали подготовку к следующему кинофестивалю, который в 2001 году должен превратиться из обычного киносмотра в конкурсный показ. По задумке организаторов будущий кинофестиваль должен приобрести международный статус. Возможно, в нем примут участие молодые кинематографисты из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе из Новой Зеландии, где кинематограф переживает нынче бурное развитие.

К сожалению, мы ленивы и нелюбопытны. Но хочется надеяться, что в следующем году на фестивальных сеансах кинозал будет до отказа наполнен зрителями, и у Первого Приморского кинофестиваля молодых кинематографистов появится своя армия преданных друзей, помощников и единомышленников. Вода, как известно, камень точит - особенно, если это свежая вода океанских приливов.