Суровая красота Севморпути

«В» выяснил, где остался последний островок коммунизма

10 окт. 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4411 (6116) от 10 окт. 2018

Чем жизнь на ледоколе напоминает коммунизм и почему рассветы в Арктике – это гимн сюрреализма

Нет ничего удивительного в том, что в городе у моря многие связывают свою жизнь именно с ним – морем, бескрайним и притягательным. И конечно, профессии морские привычны для местных жителей и не вызывают особого пиетета. Подумаешь, моряк, бывали и мы в тех морях, видали всякое… А вот не скажите! Лучше послушайте тех, кто ходит не просто в моря, а в самые холодные – арктические. Вот где романтика, мужество, красоты невиданные и прочая небывальщина… 

Миссия будней – спасение

Инженеру-гидрологу Дмитрию Болотину посчастливилось в течение пяти лет быть частью команд, водивших в Арктику ледоколы «Адмирал Макаров» и «Красин».

– Ледоколы используются для обеспечения безопасности судоходства по нашим северным морям в то время, когда их акватория занята льдом. И Северный морской путь, самый короткий путь с Дальнего Востока в европейскую часть страны, несмотря на таяние льдов, все равно требует ледокольного флота для проводки судов в летне-осеннюю навигацию. А еще у нас здесь рядом порты Ванино, Магадан, в зимнее время они тоже нуждаются в проводке судов до порта и обратно на чистую воду, – Дмитрий объясняет мне, человеку сухопутному, буквально азы и правильно делает: ничего этого я не знала. – Важны ледоколы и в научной деятельности: например, высадка плавучих арктических экспедиций происходит с их помощью. Кроме того, ледоколы, особенно большие, довольно мощные суда. В обычное время эта мощь используется для продвижения во льдах, но, бывает, приходится буксировать массивные морские сооружения, например плавучий док. 

Болотину довелось поработать и в восточном секторе Арктики, и на Севморпути, и на проводках судов в Татарском проливе. По его словам, наиболее сложными оказались работы по обеспечению судоходства в районе Ванино, где ледоколы требовались на периоды тяжелой ледовой обстановки. Обычно они не длились долго, но обязывали заботиться о караване до пяти-семи судов. 

– Интересным был один из моих последних рейсов, связанный с выгрузкой снабжения на припай на Чукотке и острове Врангеля, – рассказывает Дмитрий. – Был ранний выход в апреле (обычно ледоколы отправляются на дежурство в начале июля), и мы застали пускай уже не такую мощную, как в 1980-х (все из-за того же таяния льдов), но все еще тяжелую Арктику во всей красе. Рейс запомнился затяжными попытками пробиться к пунктам назначения, мастерством экипажа при работе в припайном льду и тем, что я наконец понял значение выражения «суровая красота».

Простой советский санаторий

В среднем ледовые рейсы выходят по четыре месяца. Как же можно выдержать столько времени среди этой самой суровой красоты? Не все же в быту неприхотливы…

– Если представить работу ледокольной команды на трассах Севморпути, какие условия для экипажа кажутся негативными? – спрашивает Дмитрий и сам же отвечает: – Суровый климат и условия работы, монотонные ледовые пейзажи, особенно осенью, перед началом полярной ночи, отдаленность от цивилизации – быстрой помощи ожидать не приходится, да и ледокол сам на дежурстве в этих краях, скорее его позовут помогать в трудную минуту. Естественно, в стране с самым большим ледокольным флотом и богатой ледокольной историей все это знают и понимают уже давно. Поэтому и «Красин», и «Адмирал Макаров» созданы со всеми удобствами и максимально комфортны для моряков. В каютах есть душевые, туалет, всегда горячая вода, кровать и обязательно диван. Я, кстати, одно время поражал друзей, приходивших в порту ко мне в гости, удобным лифтом – можно быстро перемещаться с палубы на палубу. 

На питание жаловаться не приходится. Завтрак-обед-ужин – по расписанию. Рейсы длительные, но нас всегда старались радовать овощами и фруктами, которые в полярных условиях тяжело раздобыть. Спасибо хозпомам – пытались сохранить зелень как можно дольше.

Ну и главное, что отвлекает от полярной тоски, как ни странно, работа. У кого-то вахты, у кого-то стандартный восьмичасовой рабочий день. Досуг сейчас полностью закрывают ноутбуки: фильмы, музыка, игры. Но и для совместного времяпрепровождения тоже все есть: кают-компания с телевизором (там, где есть сигнал), волейбол и баскетбол по возможности в вертолетном ангаре, маленький спортзал со снарядами для любителей железа и теннисным столиком. Есть музей ледокола, своя библиотека, пополняемая в том числе силами экипажа. Есть и такие удовольствия, как судовая сауна и бассейн. 

Для связи с домом, если работаем не в пределах сотовой сети, сейчас есть возможность звонить по спутниковой связи, проблем с этим нет. Ну кроме стоимости самой спутниковой связи. 

Знаменитый капитан Александр Баринов в одном из интервью сказал: на ледоколе живешь как при коммунизме – сходя на берег, долго не можешь понять, как жить, вспоминаешь, как выглядят деньги. Я вполне согласен с таким сравнением. Так понимают жизнь по расписанию и без обычных бытовых забот. Как некоторые шутят: «Тут тебя накормят, напоят и спать уложат». Питаешься по графику, работаешь по графику, постельное белье сдашь – получишь чистое, платить ни за что не надо. А мне, например, больше всего нравилось наблюдать за тем, что изменилось во Владивостоке за время нашего отсутствия: вышли в рейс – дом начали строить, вернулись – а там уже второй заканчивают. Тем более что моя ледокольная работа пришлась как раз на годы подготовки города к саммиту АТЭС, когда все быстро менялось.

И многое, конечно, зависит от обычных человеческих отношений внутри экипажа. С кем-то складываются дружеские отношения, с кем-то просто рабочие. Замкнутое пространство, один и тот же коллектив с утра до ночи – сбегать развеяться после работы не получится, поэтому надо просто оставаться человеком. «Доброе утро», «спокойной вахты», «приятного аппетита» – подобные слова всегда приятнее и говорить, и слышать в ответ, чем ходить бирюком целый рейс.

В пределах своих обязанностей по работе больше общаешься с определенным кругом людей. Другое дело, что в экипаже от 70 человек и больше и ты можешь попасть в забавную ситуацию: твоя вахта на палубе в определенные часы весь рейс, а у другого человека, например, другие часы вахты в машинном отделении. Затем рейс заканчивается, вы подходите к порту приписки и встречаетесь впервые, гуляя по палубе, а затем оба чешете затылок: а кто это был-то?

Как-то на арктическом восходе…

Кажется, в столь длительных рейсах, да еще в столь необычных условиях, обязательно есть место приключениям, на основе которых потом рождаются морские байки и легенды. Мой собеседник признается, что на его долю ничего из ряда вон выходящего не выпало, а вот старшие товарищи рассказывали…

– Интересный случай поведал Анатолий Коваленко, один из самых опытных и уважаемых капитанов, с которыми мне приходилось работать, – говорит Дмитрий. – В 1986 году он участвовал в спасении китов-белух у берегов Чукотки (схожая история, кстати, затем произошла у берегов Аляски уже с серыми китами в 1988-м). Так вот, киты застряли в полынье – до воды все было занято льдом, проплыть под водой и высвободиться не было возможности. Ледокол для них прокладывал канал, по которому они могли выплыть. Анатолий Михайлович рассказывал (надеюсь, не сильно перевираю его историю), что канал был готов, но киты отказывались покидать полынью. Их пытались выманить разными способами: сигналили, шумели как могли – ничего не помогало. В итоге на внешние громкоговорители попробовали вывести музыку. Первой записью оказалась песня Аллы Пугачевой «Арлекино». Киты послушали-послушали и… поплыли на свободу. (Театр молодежи. Читайте на стр.3)

Зато пейзажей шикарных видеть мне довелось немало. Одним из самых красивых до сих пор считаю арктический восход. Это был один из первых моих рейсов, был уже конец июля, льда по трассе еще было достаточно, вели судно от мыса Дежнева в район чукотского порта Певек. И в то же время уже были обширные участки разреженного льда, много воды, то и дело заходили-выходили в зоны туманов. При этом солнце практически не садилось – буквально пряталось на мгновение за горизонтом, а затем поднималось вновь. Представьте: свет восходящего солнца розовым светом освещает туман, разрушающийся лед, абсолютно спокойная, без волнения поверхность воды – все вместе это выдавало феерически сюрреалистичную картину. К сожалению, фотографии этого гимна сюрреализма не передают… 

Запомнилась еще арктическая весна – зелеными берегами Чукотки, радугами, ртутным небом и ртутным же, уже оторванным припайным льдом – за это тоже отвечали небо и солнце. И, разумеется, никогда не забуду северное сияние…

А какая невероятная фауна у наших северных морей! Чайки – не просто чайки, они большие, очень большие. Нерпы, моржи, белые медведи, киты, совы, евражки, песцы, гуси и целые стаи неизвестных мне птиц, которые летом просто закрывают поверхность воды у берегов Чукотки…

Справка «В» 

Дизель-электроходы финской постройки «Адмирал Макаров» и «Красин» – ледоколы-погодки, 1975-го и 1976 годов соответственно (до 2000-го во Владивостоке базировался и головной ледокол этой серии – «Ермак», 1974 года постройки). Оба до сих пор достаточно мощные для своих лет и для ставящихся перед ними задач. Обоим за свою историю пришлось участвовать в различных спасательных операциях. Например, «Адмирал Макаров» совместно с дизель-электроходом «Владимир Арсеньев» освобождал серых китов у мыса Барроу на Аляске. «Красин» под руководством капитана Виктора Ковальчука принимал участие в операциях 2004-2005 годов по обеспечению снабжения научно-исследовательской станции «МакМердо» в антарктическом море Росса. Оба ледокола спасали рыбаков зимой 2011 года в Охотском море.

Дмитрий Болотин окончил геофизический факультет ДВГУ (ныне ДВФУ), руководителем направления был Лев Петрович Якунин – человек, который очень многое сделал для изучения льда северных морей. Он заинтересовал своего ученика работой на ледоколах, предложил пойти в департамент спецфлота ДВМП. Там Дмитрий попал в руки опытных и увлеченных своей профессией ледокольных гидрологов Сергея Витальевича Дунаева и Николая Васильевича Шаталина. 

– Шансов отказаться от работы просто не было, – говорит Дмитрий. – Я никогда не ощущал себя героем – работа как работа. Да, в чем-то интересная, кем-то, возможно, воспринимается как необычная, но на самом деле доступная каждому.

Автор: Анна МИРОНОВА