Потребитель, кричи “SOS!” И защищайся сам

Если в кране нет воды, не возмущайтесь, а собрав нервы в кулак, смело отправляйтесь в суд. Согласно закону о защите прав потребителей вы имеете полное право требовать сатисфакции - за нарушение сроков поставки коммунальных услуг. В течение месяца холодная вода не должна отсутствовать более суток. “Обезвоживание” дома затянулось? Значит, вам должны соответственно снизить коммунальные платежи. ЖЭУ упирается? Готовьте исковое заявление в суд.

15 нояб. 1996 Электронная версия газеты "Владивосток" №22 от 15 нояб. 1996

Если в кране нет воды, не возмущайтесь, а собрав нервы в кулак, смело отправляйтесь в суд. Согласно закону о защите прав потребителей вы имеете полное право требовать сатисфакции - за нарушение сроков поставки коммунальных услуг. В течение месяца холодная вода не должна отсутствовать более суток. “Обезвоживание” дома затянулось? Значит, вам должны соответственно снизить коммунальные платежи. ЖЭУ упирается? Готовьте исковое заявление в суд.

- Тем, кто не знает, как это сделать, поможет наша служба, - говорит Светлана ПОПОВА, начальник комитета по защите прав потребителей краевой администрации. - Такие отделы действуют практически на всех территориях Приморья. Каждый день к нам обращаются десятки людей. По нашим данным, за 9 месяцев этого года права потребителей чаще всего нарушались в сфере жилищно-коммунальных услуг. На втором месте - торговля, первенствовавшая в прошлом году. Но это, конечно, не значит, что торговля стала меньше дурачить потребителя.

- Обсчитывают и обвешивают нас неутомимо...

- Но это еще не все. Очень часто нарушается, например, ст. 8-10 закона о защите прав потребителей: покупателю не предоставляется достоверная информация о товаре. Не так давно мы разбирались с Владивостокским ГУМом. Человек купил там телевизор, изготовленный, как значилось на ценнике, в Японии. Этот факт подтвердили и продавцы. Все, может, и обошлось бы, но телевизор сломался. Когда в мастерской стали его ремонтировать, обнаружилось, что телевизор сделан в Малайзии. И хотя прошел гарантийный срок, ГУМ был вынужден возвратить покупателю деньги. Дело закончилось миром. А вообще эта статья предполагает даже уголовную ответственность за подобный обман.

- Значит, я могу вернуть обратно свои туфли, купленные на Торговой, поскольку обнаружилось, что они сделаны не из натуральной кожи?

- Вы имеете полное право так поступить. Но сначала надо получить заключение экспертизы, подтверждающее обман, а потом уже с этим документом и - обязательно! - с чеком за покупку можете идти к руководителю фирмы, всучившей вам эти дорогие туфли из искусственной кожи.

- И что, они с легкостью согласятся вернуть мне денежки?

- Солидные фирмы очень заботятся о своей деловой репутации. В нашей практике нередки случаи, когда представители проштрафившихся организаций едут к клиенту домой, извиняются, возвращают деньги или заменяют недоброкачественный товар. Но бывает, дело доходит до суда. Например, на следующей неделе Первореченский суд рассмотрит исковое заявление студентки университета П. к одной из авиакомпаний. По вине этой компании девушка, отправившаяся на 2-месячную практику в Южную Корею и купившая билет “туда-обратно”, вынуждена была еще раз приобретать билет домой. Дело в том, что компания не заплатила в срок за аренду взлетной полосы, и потому все билеты, купленные гражданами заранее, оказались недействительными. Девушка вынуждена была голодать, чтобы выкроить деньги - 380 долларов - на билет. Причиненный ей моральный вред она оценила в 5 миллионов рублей.

- Светлана Степановна, а вам самой приходилось отстаивать свои права?

- К сожалению, я, как и большинство потребителей, молча сношу все нанесенные мне “обиды”, которые начинаются уже за порогом дома. Неработающий лифт, грязный, неубранный подъезд, не пришедший вовремя трамвай - все это нарушения наших прав. Кстати, вы знаете, что трамваи обязаны ходить по расписанию? Что в трамваях, автобусах должно быть чисто? Перепачканная, испорченная в транспорте одежда - все это тоже нарушение ваших законных прав.

- Но у жилищно-коммунальных служб нет средств, чтобы нормально выполнять свою работу. Как мы можем предъявлять им претензии?

- Уверяю, можем. Потребителя совершенно не волнует финансовая несостоятельность тех, кто обязан оказывать ему услуги. За тот же лифт мы платим 20 процентов от общей суммы коммунальных платежей. Значит, будьте добры, обеспечьте его беспрерывную работу. Вот гражданин Ч. выиграл свой иск к ЖЭУ, не отремонтировавшему вовремя крышу. Крыша протекла, вода попала на микроволновку, та вышла из строя. ЖЭУ поначалу отказывалось признать вину, но потом вынуждено было оплатить стоимость ремонта микроволновки, сделать ремонт в залитой дождями квартире и привести, наконец, в порядок крышу. Так что надо отстаивать свои права.

- И терпеливо ждать, пока количество исковых заявлений в суд перерастет в качество, когда измученные судебными тяжбами ЖЭУ и торговые точки прекратят нарушать наши законные права?

- А что делать? Путь к цивилизованным отношениям всегда долог. Тех, кто приходит в нашу службу, мы сразу настраиваем на затяжную борьбу. Главное - не терять уверенности и надежды.

Как, например, жительница пос. Восток Елена Г., “победившая” владивостокский автосервис. На одной из частных СТО ей так отремонтировали машину, что она едва добралась до поселка. Когда попросила заменить неисправную деталь, в СТО наотрез отказались. “Гоните обратно машину, тогда мы еще, может быть, посмотрим”. В таких случаях важно не растеряться - попробуйте пугать. Елена Г. так и поступила, потребовав от СТО предъявить сертификат на право оказания подобных услуг, выдать чек... Какой там чек, если в автосервисе не было контрольно-кассовой машины, и, значит, предприятие лихо уклонялось от налогов. Неприятностей в СТО дожидаться не стали, деталь поменяли да еще оплатили стоимость незапланированного путешествия из пос. Восток во Владивосток. А дошло бы дело до суда, СТО оплачивало бы все судебные издержки, стоимость ремонта, проведенного в любой другой мастерской, плюс 3 процента от этой суммы - неустойку за каждый день не полученных в срок услуг и, разумеется, причиненный моральный вред.

И к сведению всех, кто пользуется услугами автосервиса: гарантия на произведенный ремонт автомобиля - не менее 6 месяцев. Если вам отводят меньшие сроки, 2-3 месяца, значит, нарушают ваши права. В этом случае вас поддержит “Закон о защите прав потребителей”.

Автор: Ирина ПЕТРОВА, “Владивосток”