Для выхода из кризиса автозаводам России надо предоставить 15-25 млрд евро
Завтра первый вице-премьер Игорь Шувалов соберет чиновников, чтобы обсудить проект концепции развития российского автопрома до 2020 г. Предварительный вариант программы, датированный 9 ноября и написанный экспертами Boston Consulting Group (BCG) по заказу Минпромторга, был представлен 10 ноября 2009 г. Авторы документа определили три возможных сценария развития отрасли: "текущий" (госрегулирование не меняется), "партнерство" и "крупный экспортер".
Если ничего не менять, российские автозаводы в основном перейдут на сборку иномарок по контрактам, отрасль по-прежнему не будет консолидирована, а около половины спроса на автомобили будет удовлетворяться за счет импорта. Этот вариант экспертов не устраивает. Но и спасти автопром за счет полного закрытия рынка для зарубежных автомобилей тоже не получится — в этом не заинтересованы ни потребители, ни государство.
Основными вариантами развития производства легковых автомобилей в проекте концепции называется партнерство российских автопроизводителей с зарубежными с последующим созданием на базе отечественных предприятий крупных экспортеров.
Реализация сценария партнерства потребует 15 млрд евро инвестиций (см. иллюстрацию), а создание крупных экспортеров — 25 млрд евро. При этом в первом случае эти инвестиции будут осуществлять государство и сами предприятия в равных долях, а во втором обязанность инвестировать возлагается напрямую на государство, при этом 75% средств составит прямое госфинансирование, а остаток будет выдан в виде госгарантий.
Проект программы развития автопрома во многом копирует китайскую модель, констатирует руководитель автомобильной практики Ernst & Young Иван Бончев. Но принимать такие меры нужно было несколько лет назад, когда в Россию еще не пришли зарубежные автопроизводители. Повышение пошлин может стимулировать иностранных производителей автомобилей и компонентов быстрее заходить в Россию, но только уровнем пошлин это не определяется, отмечает директор российского представительства A. T. Kearney Евгений Богданов. Рынков, где продается больше 1 млн автомобилей в год, очень мало, и автопроизводители сами заинтересованы в том, чтобы развивать производство в России. Так что лучше стимулировать спрос. Само по себе решение о повышении или неповышении пошлин мало что даст, полагает он.