Федеральные власти не поддержали законопроект приморских депутатов, предлагающий введение платного проезда по дорогам, ведущим к автомобильным пунктам пропуска на Дальнем Востоке и в районах Крайнего Севера. В официальном отзыве, опубликованном в Системе обеспечения законодательной деятельности, правительство РФ указало, что реализация инициативы может привести к удорожанию товаров и недовольству среди перевозчиков, сообщает РИА VladNews.
«Принятие такого закона может спровоцировать рост стоимости перевозимых товаров и услуг, поскольку расходы на оплату проезда по платным дорогам будут включены в стоимость перевозок», – говорится в документе.
Власти также отметили, что отсутствие бесплатных альтернативных маршрутов вызовет негативную реакцию как у российских, так и у китайских перевозчиков, что может снизить объемы импорта из Китая.
На Дальнем Востоке функционируют 12 пунктов пропуска, из которых подъезд к трем осуществляется по федеральным трассам, а к девяти – по региональным дорогам. Большинство переходов (8 из 12) расположены на границе с Китаем. В правительстве подчеркивают, что Россия граничит с КНР только в Дальневосточном регионе, поэтому введение платных дорог может создать дополнительные трудности для логистики и торговли.
Четыре пункта пропуска находятся на российско-монгольской границе. Введение платы за проезд к ним может снизить пропускную способность этих переходов и увеличить нагрузку на другие пункты пропуска, а также на ведущие к ним федеральные трассы.
Эксперты предполагают, что регионы могут запросить дополнительное финансирование на ремонт и реконструкцию дорог к погранпереходам. Хотя в законопроекте указано, что платными станут только те дороги, которые будут отремонтированы частными инвесторами в рамках государственно-частного партнерства, правительство Приморского края уже заявило о необходимости софинансирования реконструкции дорог на своей территории в 2026–2028 годах. Сумма запроса составляет 15,2 млрд рублей.
Инициатива, разработанная властями Приморья, предполагала взимание платы с бизнеса за проезд по дорогам, отремонтированным по концессии. Это позволило бы привести дороги к границе в нормативное состояние, увеличить налоговые поступления и вернуть инвесторам затраты на ремонт. Для легковых автомобилей проезд планировалось оставить бесплатным, если федеральные власти не примут иного решения. Законопроект также исключал требование о наличии бесплатного «дублера» для платных дорог.
Краевые депутаты одобрили инициативу на заседании 27 ноября 2024 года, после чего документ был направлен в Госдуму. Региональные власти уже вели переговоры с потенциальным инвестором, который мог бы взять на себя обязательства по ремонту дорог и развитию сервисной инфраструктуры вокруг пунктов пропуска. Однако для реализации проекта требовалось одобрение на федеральном уровне, которое так и не было получено.