Три миллиона экономистам-математикам

Почти незамеченным прошло знаменательное событие - Институт математики и компьютерных наук Дальневосточного государственного университета в сотрудничестве с Российской экономической школой получил грант фонда Сороса на сумму более 3 миллионов рублей для развития специальности “Математические методы в экономике” на Дальнем Востоке России. Об этом рассказывает один из авторов проекта - А. Л. Абрамов, декан факультета прикладной математики и математических методов в экономике Института математики и компьютерных наук ДВГУ.

15 июнь 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №991 от 15 июнь 2001

Почти незамеченным прошло знаменательное событие - Институт математики и компьютерных наук Дальневосточного государственного университета в сотрудничестве с Российской экономической школой получил грант фонда Сороса на сумму более 3 миллионов рублей для развития специальности “Математические методы в экономике” на Дальнем Востоке России. Об этом рассказывает один из авторов проекта - А. Л. Абрамов, декан факультета прикладной математики и математических методов в экономике Института математики и компьютерных наук ДВГУ.

 - Определение победителей происходило в два тура в условиях жесточайшей конкуренции. Достаточно сказать, что в конкурсе участвовали множество кафедр из 186 различных университетов России. Однако проект нашей кафедры прикладной математики и информационных технологий успешно прошел несколько туров отбора и оказался в числе 21 победителя. Почему же это произошло? Дело в том, что нам и сейчас есть чем гордиться: ведущая профессура региона работает у нас, мы неплохо оснащены технически и методически. Но в образовательном бизнесе нельзя останавливаться, надо непрерывно подстраиваться и стараться спрогнозировать развитие в выбранной сфере знания, иначе неминуемо можно оказаться в полосе застоя, что равносильно смерти соответствующих образовательных программ.

          Поэтому наш проект был направлен на достижение качественных изменений в преподавании современной экономики. Дальний Восток – перспективный и важный в геополитическом аспекте регион России. Его экономическое развитие невозможно без насыщенной социокультурной среды, в том числе без специалистов, способных на современном уровне понимания проблем развития государства и общества формулировать, решать региональные и корпоративные экономические задачи. Между тем развитие экономического образования является одним из приоритетных направлений формирования гражданского общества на Дальнем Востоке, сглаживания неравенства стартовых возможностей и усиления интеграции региона в российскую экономику.

          Одной из ключевых проблем развития новых образовательных программ в области экономики в России является традиционное отсутствие у российских преподавателей экономики системной математической подготовки (см., например, отчет Стивена Коткина о промежуточных результатах проекта поддержки кафедр мегапроекта “Развитие образования в России”). Как и английский язык, математика является основным средством общения современных экономистов во всем мире, без которого невозможна не только научно-исследовательская деятельность, но и подготовка новых специалистов высокого уровня. Понимание данной проблемы привело к появлению в России новой гуманитарной специальности “Математические методы в экономике”, учебный план которой в разумной степени сочетает гуманитарные и математические дисциплины. Кафедра прикладной математики (ПМИТ) факультета прикладной математики и экономики ДВГУ одной из первых в регионе начала подготовку специалистов по данной специальности. Большинство преподавателей кафедры являются по первому образованию специалистами в области прикладной математики, так что преподавание математических дисциплин не представляет затруднений. С другой стороны, есть необходимость повышения квалификации преподавателей кафедры в области экономики.

          Для реализации потенциала лидера и регионального ресурсного центра в области подготовки академических и профессиональных экономистов на Дальнем Востоке кафедра ПМИТ нуждалась в содействии со стороны ресурсного центра международного уровня. И таким центром для нас стала Российская экономическая школа (РЭШ), которая является не только одним из ведущих методических центров современного экономического образования в странах с переходной экономикой, но и лидером в области переподготовки преподавателей экономики в вузах России и СНГ. Это высшее учебное заведение нового типа, которое готовит студентов по международной специальности Master of Arts in Economics, причем поступить в РЭШ можно, только уже имея диплом университета. Предполагается, что РЭШ, основанная ведущими вузами и исследовательскими организациями мира и России, такими как Гарвард, МТИ, Лондонская школа экономики, Центральный экономико-математический институт, МГУ и др., станет для нас реальным лидером, который поможет переподготовить наших преподавателей (а на первом этапе и прочитать лекции по современным разделам экономики нашим студентам), развить методологическую и исследовательскую базу, организовать при участии специалистов РЭШ совершенствование учебных планов и программ, помочь в обеспечении учебного процесса учебной литературой, разработке отсутствующих учебных курсов, учебных материалов и учебных пособий нового поколения с использованием гипертекстовых технологий и визуализации, подготовить технические и программные средства для дистанционного обучения, организовать дистанционную форму образования через Интернет и т.д.

          Счастлив будет тот абитуриент, который в этом году поступит в Институт математики и компьютерных наук ДВГУ на специальность “Математические методы в экономике”. И дело не в том, что он получит самую нужную сейчас и в будущем квалификацию “экономиста - математика”, и не в том, что дополненная новыми специализациями - “Финансовая математика” и “Электронная коммерция” - эта квалификация востребована как у нас в стране, так и за рубежом. И не в том, что он сможет после окончания университета свободно поступить в РЭШ и получить квалификацию Master of Arts in Economics, которая открывает перед ним неограниченные VIP-возможности.

          Просто мы получили инвестиции, с помощью которых вместе с РЭШ и другими ведущими вузами страны сможем создать новый интернетовский образовательный центр, который вольется в сеть аналогичных мировых центров экономико-математического образования, а это дорогого стоит.