Предъявите ваши документы

Управлением Министерства юстиции РФ по Приморскому краю закончена правовая экспертиза нормативной базы нашего края.

15 июнь 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №991 от 15 июнь 2001

Управлением Министерства юстиции РФ по Приморскому краю закончена правовая экспертиза нормативной базы нашего края. 

 Если говорить простым языком, то сотрудниками этого подразделения Минюста были проверены все нормативно-правовые документы, принимавшиеся думой и губернатором Приморья в период с 1994 года.

          На вопросы корреспондента “В” ответил начальник управления юстиции Владимир БЕСПАЛОВ:

          - В соответствии с указом президента, постановлением правительства и приказом министра юстиции в нашем управлении был создан отдел, который и занялся проверкой всех нормативных актов на предмет их соответствия законодательству и Конституции Российской Федерации. С сентября 2000 года нашими сотрудниками была проведена экспертиза 227 законов, 369 постановлений и 26 распоряжений нормативно-правового характера, действующих на территории Приморья. И в результате выяснилось, что около 25% из них так или иначе разнятся с федеральными. Если быть точнее, то сам Устав Приморского края, 62 закона, 140 постановлений и 9 распоряжений не соответствуют правовым нормам. В ходе этой проверки мы отправляли выявленные нами нормативные акты в соответствующие инстанции, и уже можно говорить о конкретных результатах – в пяти законах, 35 постановлениях и одном распоряжении устранены выявленные погрешности и документам предана соответствующая форма.

          - А есть ли какая-то отрасль или сфера, в которой допущено больше погрешностей, чем в остальных?

          - Здесь нельзя выделять отдельно ту или иную сферу. Наоборот, можно сказать, что расклад погрешностей равномерен. И по сферам, и по руководителям. Нельзя сказать, что, к примеру, с приходом нового председателя думы пошло резкое увеличение или уменьшение допущенных ошибок. Такого нет.

          - В чем заключаются основные противоречия местных нормативных актов соответствующим документам федерального масштаба?

          - Прежде всего это превышение своих полномочий региональными руководителями. То есть если есть закон прямого действия, иными словами, он действует одинаково на всей территории страны, то субъект не вправе возлагать на себя регулировку законодательной базы в данной сфере.

          В качестве примера такого превышения полномочий можно привести постановление губернатора Приморья об акцизных марках на алкогольную продукцию. Это законодательство отрегулировано на уровне федерации, и нам здесь, как говорится, делать нечего. Управлением юстиции было подготовлено соответствующее заключение о нарушении законодательства, в соответствии с которым это постановление было отменено. Также было отменено еще одно постановление губернатора, позволяющее Приморью открыть пропускной пункт через государственную границу в Славянке.

          - Что же должны делать местные руководители после выявления таких нарушений или несоответствий?

          - Если это законы, то после заключений нашей экспертизы они должны быть рассмотрены на комитетах думы. И потом, после того, как комитет их рассмотрел, эти документы в соответствии с регламентом проходят процедуру обсуждения на заседаниях думы. К сожалению, это может длиться и два, и три месяца – здесь сроки не оговариваются.

          - А какова в целом на сегодняшний день законодательная база в нашем крае?

          - Сейчас достаточно сложно говорить об общем состоянии законодательной базы и в нашем государстве в целом, и в Приморье в частности. Ведь многие достаточно специфические, но вместе с тем крайне важные документы до сих пор не приняты. К примеру, вопрос уголовного процесса – на протяжении длительного времени не принимается новый кодекс и до сих пор на территории России действует Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. И таких примеров множество.

          Довольно сложно говорить и о конкретном количестве необходимых законов, распоряжений и постановлений, которые смогут отрегулировать в целом обстановку в нашем крае. Все дело в том, что все субъекты принимают соответствующие подзаконные акты после того, как Госдума утверждает новый закон, в котором для него отведена определенная ниша. И поэтому можно смело сказать, что на сегодняшний день число законов Приморья значительно не отличается от законов, к примеру, Хабаровского края или Амурской области.

          - Как в дальнейшем будут построены взаимоотношения между управлением министерства юстиции и местными законодателями?

          - В дальнейшем подобная правовая экспертиза будет проводиться постоянно, по мере подготовки краевой думой и губернатором Приморья документов нормативно-правового характера. Мы закончили работу над уже принятой законодательной базой, и теперь тот или иной комитет краевой думы при подготовке проекта закона будет предварительно представлять его нам, в управление юстиции, где будет проводиться проверка этого документа, и мы будем давать свое заключение на предмет его соответствия федеральному законодательству и Конституции.