Пиар по-английски

Нынешние выборы в Великобритании - очень предсказуемые. Очевидно, что если до 7 июня лейбористы не совершат какого-нибудь невероятного промаха или не окажутся в центре страшного скандала, то они останутся у власти на второй срок. Но предсказуемость не означает, что за избирательной кампанией скучно наблюдать.

18 май 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №977 от 18 май 2001
Нынешние выборы в Великобритании - очень предсказуемые. Очевидно, что если до 7 июня лейбористы не совершат какого-нибудь невероятного промаха или не окажутся в центре страшного скандала, то они останутся у власти на второй срок. Но предсказуемость не означает, что за избирательной кампанией скучно наблюдать.

Премьер Тони Блэр объявил об официальном начале избирательной кампании, выступая перед учениками школы в южном Лондоне. Эта, казалось бы, абсурдная ситуация никого особенно не удивила: все понимали, что Блэр говорил не для детей среднего школьного возраста, а для телевизионных камер и что вся мизансцена была тщательно спланирована для того, чтобы премьер эффектно выглядел в сводках новостей и на первых полосах газет.

          Это была вполне стандартная ситуация, для которой здесь существует стандартный термин - spin, что буквально переводится как “раскрутка” и соответствует таким понятиям, как “избирательные технологии” или “политический пиар”.

          Многие считают, что пиар в британскую политическую жизнь привнесли лейбористы. Но обозреватель газеты “Индепендент” Дэвид Аронович с этим категорически не согласен: “В британскую политику постепенно встраивают американские предвыборные методы. Все это началось еще при консерваторах. Я помню, как во время избирательной кампании 83-го года Маргарет Тэтчер сфотографировалась с теленком на руках, чтобы продемонстрировать поддержку фермерам. Это классический образец раскрутки”.

          Однако почти за 20 лет, прошедших с той знаменательной фотографии, политический пиар в Великобритании не стоял на месте. И, по мнению профессора Оксфордского университета Питера Оппенгеймера, новые лейбористы внесли в него важное усовершенствование: “Они больше, чем их предшественники, централизовали распределение новостей. Из офиса премьер-министра идут запреты другим членам кабинета делать заявления для печати. Это может делать только пресс-секретарь Блэра”.

          Пресс-секретарь премьер-министра, о котором говорит профессор Оппенгеймер, это Алистэр Кемпбэлл, с именем которого и связывают пристрастие нынешнего правительства к спину.

          “Политические партии в этой стране не владеют газетами или телестанциями. В Великобритании невозможен приход к власти человека, подобного Сильвио Берлускони, - медиа-магната, который просто приказывает подконтрольным ему каналам, что должно идти в эфир. Те наши журналисты, которые играют в политтехнологии, делают это совершенно добровольно”, - говорит Дэвид Аронович.

          Некоторые считают, что они это делают потому, что им лень заниматься собственными расследованиями и они предпочитают воспользоваться готовой версией. Другие не без резона указывают на то, что британская политическая жизнь довольно скучна и политпиар придает ей драматизм, необходимый для поддержания интереса публики. При этом очевидно, что британскому спину далеко пока до американских или российских избирательных технологий.

         

          До раскруток кандидатов “по-нашенски” им как до Луны...