Геннадий Апанасенко: “Давайте без агитации”

В конференц-зале «В» прошла встреча журналистов редакции с первым заместителем полпреда президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Геннадием Апанасенко. Она стала продолжением серии встреч с ведущими политиками и хозяйственниками Приморья. На этих условиях – вне кандидатского статуса - гость “В” ответил на многочисленные вопросы журналистов. Стенограмма беседы приводится в сокращении.

19 апр. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №965 от 19 апр. 2001
В конференц-зале «В» прошла встреча журналистов редакции с первым заместителем полпреда президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Геннадием Апанасенко. Она стала продолжением серии встреч с ведущими политиками и хозяйственниками Приморья. На этих условиях – вне кандидатского статуса - гость “В” ответил на многочисленные вопросы журналистов. Стенограмма беседы приводится в сокращении.

- Геннадий Васильевич, нет ли у вас информации, что генерал Пуликовский будет выдвигаться в кандидаты на должность губернатора Приморья?

- У меня такая информация есть в части того, что он не будет выдвигаться. Мы с Константином Борисовичем об этом говорили, такого выдвижения не будет.

- Недавно и. о. губернатора Приморья Валентин Дубинин заявил, что инициированная им проверка финансовой деятельности администрации Владивостока силами контрольно-ревизионного управления была отложена на два месяца по устному распоряжению Геннадия Апанасенко. Было ли такое распоряжение и какими мотивами вы руководствовались?

- Прежде всего как-либо распоряжаться по отношению к КРУ, налоговой полиции, УВД и так далее я не имею права. У них есть своя вертикаль, свое руководство, и дать команду ревизорам проводить или не проводить ревизию могло только министерство финансов. Но я действительно разговаривал с руководителем КРУ по Приморью, и не только с ней. Я говорил также с казначейством и налоговой инспекцией, но эти разговоры имеют исключительно рекомендательный характер. На мой взгляд, в Приморском крае существует определенная степень политизации, и сейчас, в преддверии выборов, некоторые кандидаты будут пытаться воздействовать на, скажем так, потенциальных противников. Прокуратура, например, будет по своей линии воздействовать на руководителей предприятий и организаций, которые поддерживают неугодного кандидата, и у меня уже есть информация о таких фактах. Администрация края также может использовать свой административный ресурс, и полпредство может использовать свой административный ресурс, депутат Госдумы может использовать свой административный ресурс и так далее. Дабы этого не произошло, и раз уж мы говорим о проведении честных и законных выборов, я действительно звонил и рекомендовал не делать неплановых, я подчеркиваю, неплановых проверок. У любого органа есть план работы, квартальный или годовой, и по плановой работе - нет вопросов, пусть исполняют свои обязанности. А вот работа неплановая - по письмам и обращениям различных личностей, претендентов, - ее делать не надо, поскольку это будет использование административного ресурса и воздействие на потенциальных избирателей. Мне сообщали мэры других городов, руководители поддержавших мою кандидатуру предприятий, что они получали определенные угрозы, в том числе со стороны прокуратуры. Но я могу только давать рекомендации с целью избежать излишней политизации и административного давления.

- Геннадий Васильевич, следующий вопрос к вам как к специалисту по ликвидации управленческих и экономических кризисов. Хорошо известна ваша работа в этом аспекте на Камчатке, известно также, что вы являетесь автором экспертного пакета по выводу Приморья из социально-экономического кризиса. Могли бы вы в качестве эксперта пояснить нам популярно, в какой глубины пропасти оказалось Приморье после десяти лет реформ, в чем причины падения и как теперь подниматься?

- Это большой вопрос, отвечать на него нужно не меньше часа, но если максимально коротко, то я скажу, что уровень спада производства в Приморье достиг отметки 38 процентов. За последние два года отмечен небольшой рост объемов производства в сопоставимых условиях. Рост есть, но уровень спада настолько велик, что говорить о коренном изменении кризисной ситуации было бы ошибкой. Во многом рост произошел из-за изменения курса доллара и рубля, что способствовало оживлению экономики, но это отнюдь не организационные меры, которые предпринимались бы здесь, в крае. Прошлогодний 2-процентный рост производства в крае – это очень условно, потому что при расчете “валовки” (валового продукта. – Прим. ред.) степень погрешности больше, чем два процента. Прогресса нет, идет топтание на месте, если сказать по-народному. Что касается причин, то их много - от общероссийских, связанных с “шоковой терапией” и прежде всего с потерей рынка социалистических стран, падением спроса на рубль и обесцениванием его. Это главная причина. Когда произошел обвал рубля и началось приближение к мировым ценам, у нас оказалось слишком мало оборотных средств. Рост ценовых характеристик был настолько велик, что предприятия просто не могли пополнить оборотные средства, банковская система не смогла восполнить эти издержки, тем более что рост спроса на деньги привел к резкому увеличению банковских ставок. Это привело к сворачиванию производства и остановке предприятий. Общая для страны ситуация коснулась в том числе Приморского края и всех без исключения регионов Дальнего Востока. Про всю Россию говорить не могу, а вот аналитику по всем нашим десяти субъектам РФ за последние десять лет я имею. В том числе - информацию о том, как сегодня выглядит каждый субъект в сопоставлении друг с другом.

- В какой степени эти явления отмечаются в Хабаровском крае? 

- Нельзя сказать, что ситуация там резко отличается от приморской. Производство упало до 42 процентов, но сейчас, в последние три года, там происходит более реальный прогресс. Сегодня Хабаровский край вышел на 63 процента от, скажем так, дореформенного уровня. Что касается вывода Приморья из кризиса, то я должен сказать, что в крае есть программа, рассчитанная на 1999-2003 годы, но программой ее не назовешь, это план мероприятий, набор мер. Она не детализирована в разрезе каждого района, предприятия, отраслей и края в целом. Не показаны затраты на материализацию предлагаемых мер, не просчитан эффект, который край получит от того или иного мероприятия, не показано, что конкретно получит бюджетная система в доходах и как эти доходы будут использованы властью на решение социальных проблем. Прежде всего – на обеспечение своевременности и роста заработной платы, стабильность в подаче тепла, воды и электроэнергии, повышение пенсионных средств и поддержку науки. Все это нужно делать, но для этого требуются деньги, которые еще надо заработать. Не выпросить из центра, поскольку слишком много придется просить, а заработать, тем более что край может их заработать самостоятельно, без всякой помощи извне. Для этого нужны желание и конкретные действия власти.

- Насколько велика роль личности руководителя в сравнении с другими факторами при выводе территории из кризиса?

- Эта роль определяющая, особенно для Приморья. Здесь нужен лидер, который служил бы краю верой и правдой, не для себя работал, а послужил бы Приморью. Если это будет очередной бизнесмен, который выстраивает схемы под себя, в лучшем случае продолжится топтание на месте. И в этом смысле можно лишь рассчитывать на мудрость жителей, которые при принятии решения в большей степени руководствовались бы разумом, чем сердцем и душой.

- Геннадий Васильевич, вам известно положение в рыбной отрасли Приморья. Предприятия разграблены, основные фонды изношены, на покупку новых судов нет средств. Через несколько лет при сохранении ситуации не останется вообще ничего. Как представитель полпредства, вы докладывали в Москву о грядущей катастрофе?

- Конечно, полпредство - это не правительство. Мы не исполнительная власть, мы президентский орган. Я даю честное слово, что мы эту ситуацию видим, отслеживаем и докладываем президенту, обращаемся в правительство, подаем предложения в Госкомрыболовства, даем экспертную оценку правительственным документам в этой области. Я лично летал в Москву, чтобы дать разъяснения по предложениям полпредства и руководителей рыбной отрасли Дальнего Востока. Кое в чем к нам прислушиваются, но по некоторым вопросам – не слышат. Хотят провести эксперимент, который, на мой взгляд, будет иметь отрицательные последствия по итогам года. Я предупредил правительство и Минэкономики в том числе, что потери доходов отрасли не будут восполнены никакими аукционами, что мы потеряем действующие предприятия, часть добывающего флота, объемы добычи. Это уже явно видно по итогам первых двух месяцев года. Понятно, что правительство отрабатывает методы борьбы с коррупцией в бюрократической среде. На аукционы пошли, чтобы избежать распределительно-чиновничьего порядка, но эта благая цель могла быть достигнута более гибко, с большей подготовкой, чтобы не пострадали предприятия и не было простоя. Эти меры можно было принимать в июле, августе, сентябре, но не в начале календарного года, когда идет путина, а суда простаивают.

- Журнал “Эксперт” высоко оценил схему, отработанную вами на территории Хабаровского края, по которой квоты распределяются в соответствии с налоговой отдачей от рыбодобывающих предприятий. Утверждалось, что эта схема более эффективна, чем квотные аукционы…

- Действительно, я руководил комиссией, которая занималась эффективностью использования ресурсов моря и недр. Но боюсь, не будет ли это агитацией, поэтому не буду распространяться. В этой схеме нет ничего нового, трехлетней давности постановление правительства определило, что любые закупки, любое распределение ресурсов должно проводиться на конкурсной основе. Наша комиссия всего лишь поставила главным конкурсным условием использования любых ресурсов максимальную отдачу, выручку от каждой тонны рыбы, кубометра леса и так далее. Все это прописано в действующих нормативных документах, хотя и не все субъекты РФ ими воспользовались. Между тем они позволяют сделать экономику более прозрачной, позволяют вывести ее из тени.

- Насколько велика опасность китайской экспансии на Дальнем Востоке, население которого, и без того немногочисленное, в последние годы стремительно убывает?

- Сложный вопрос, над ним правительство думает.… Скажу, как сам понимаю: экспансии как таковой не будет. Мировой опыт показывает, что миграция существует повсеместно, люди переселяются в поисках работы, лучших условий. Малонаселенность Дальнего Востока будет привлекательна для мигрантов, в том числе из европейской части России, только после создания соответствующих условий. Проблема решится в случае успешной разработки имеющихся в изобилии месторождений, в первую очередь - углеводородного сырья. Сегодня это спящая, полуспящая территория России, но придет время, когда ресурсы будут востребованы, когда пойдут инвестиции. Для начала нужны и стабильность, и политические решения, и нормативная база, дающая уверенность в завтрашнем дне и на многие годы. Сегодня ее отсутствие очень мешает инвесторам, но развития по сценарию чьей бы то ни было экспансии все же не будет.

Автор: Подготовил Александр КАРТАШОВ, "Владивосток"