В крае началась эпидемия СПИДа
Это отнюдь не преувеличение. Сегодня у нас насчитывается около двух тысяч ВИЧ-положительных. По прогнозам врачей, к концу года число заболевших перевалит за три тысячи. Мы уже лидируем по числу ВИЧ-инфицированных в Дальневосточном регионе, и если брать данные по России, то на сто тысяч населения у нас процент зараженных выше, чем в других регионах. И это только начало.
Остановить распространение СПИДа в крае почти нереально. Смерть держит наркотики и ВИЧ в одной обойме. Когда хочется уколоться, об этом не вспоминает ни один наркоман. Потому что хочется до смерти.
35-летняя Жанна, которую мы встретили в СПИД-центре на Борисенко, 50, живет с диагнозом ВИЧ неделю. Целую неделю. Начала Жанна смело, с бравадой: “Можете меня фотографировать в лицо! Я уже ничего не боюсь, это пусть меня теперь боятся”, а через пару минут на ее напудренных щеках черные бороздки от слез. У Жанны горе. Всю жизнь она не могла забеременеть, хотя очень хотела. Наконец бог послал ей ребеночка, но родить его она не сможет. Жанна не наркоманка и не проститутка, ВИЧ ей “подарил” гражданский муж - наркоман. Шанс родить здорового ребенка у нее есть, но остаются 30 процентов смертельного риска.
По словам Валентины Колесниковой, заместителя главного врача по эпидемиологическим вопросам краевого клинического центра по борьбе со СПИДом, в Приморье родила 21 ВИЧ-инфицированная женщина, в основном это наркоманки. От пятерых детишек отказались сразу, хотя они могут быть здоровы. Всем этим детям еще не поставили точный диагноз. Они должны находиться под наблюдением врачей до полутора лет, современные методы диагностики порой позволяют сократить этот срок до полугода. Пока диагноз ВИЧ снят только с одного малыша.
Соседка по палате Жанны 25-летняя Аня свое отплакала год назад. Ей помог заразиться дружок – эфедриновый наркоман. Третья в этой палате - Ира сама сидела на эфедрине. Только Ире из этих женщин повезло больше. У нее есть сын Коля, хороший мальчик, здоровый, первый класс заканчивает, потому Ира остепенилась и думает о будущем. ВИЧ заставил.
В России первые ВИЧ-инфицированные появились всего 14 лет назад, в Приморье счет заболевших долго шел на десятки, а потом за один высокосный 2000 диагноз ВИЧ поставили сразу 1306 заболевшим! Сегодня основной путь передачи ВИЧ-инфекции – парентеральный или шприцевой, 90 процентов зараженных - наркоманы. Врачи полагают, что эта ситуация продлится по крайней мере еще год, потом опять будет высок процент зараженных половым путем. Пострадавшими станут партнеры наркоманов. Свой вклад в печальное дело внесут и осужденные, отсидевшие срок. Сейчас в колониях отбывают наказание около 300 ВИЧ-инфицированных. Больных выйдет на свободу гораздо больше…
Приморье прочно подсело на наркоту. Среди ВИЧ-инфицированных стали попадаться совсем молодые наркоманы, например, Вадику только 14, он - героинщик с небольшим стажем, которого, однако, хватило, чтобы заразиться ВИЧ. Потребители наркотиков только с виду стали грамотнее, у многих есть свой “собственный” шприц… его легко дают друзьям напрокат.
Год назад Елена Завадская, заместитель главного врача центра СПИДа по лечебной части, и Ольга Южакова, заведующая отделением реабилитации и профилактики, заместитель главного врача по наркомании краевого наркологического диспансера, получили соросовский грант на открытие пунктов по обмену использованных шприцев. Два пункта на Борисенко и на Станюковича работали в течение года. Наркоманы сюда шли. Поверили не врачам, а так называемым аутрич-работникам, бывшим потребителям дурмана. Они рассказывали “коллегам”, как снизить вред от употребления наркотиков. В итоге через пункты было обменено 83 тысячи шприцев (!), после анонимного обследования на учет поставили 20 ВИЧ-инфицированных, кроме того, здесь наркоманам выдавали презервативы и специальные брошюры, например, “Как спасти себя от ломки”. “Торчки сказали, брошюры – класс!”- восторжено делилась с Еленой Завадской одна из помощниц. Сейчас шприцы и брошюры закончились, деньги тоже, поступят ли новые пока неизвестно. А в эту минуту где-то зараженный шприц уже пошел по кругу…
Прощаясь с нами, ВИЧ-инфицированная Жанна страстно рассказывала, что в Уссурийске живет кореец, который из собак делает чудо-лекарство, поднимающее иммунитет. Одна ампула стоит 100 долларов. “Хоть бы протянуть еще лет 15, а не семь, как мне обещали”,- Жанна готова верить во что угодно, потому что очень хочет жить.
Но лекарства от СПИДа нет. Вакцины находятся в стадии разработки. Сейчас больных лечат препаратами, которые тормозят развитие вируса и продлевают жизнь ВИЧ-инфицированному на несколько коротких лет. Финал у всех один. Смертельный порог у нас перешагнули 33 изломанных души.
Автор: Татьяна НАГОРНАЯ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (Фото), "Владивосток"