Город за городом
Эта то ли лайка, то ли просто беспородная псина прицепилась ко мне, словно репей. Не кусала – но и в дом не пускала, грозным гавом своим вызывая хозяев.
Эта то ли лайка, то ли просто беспородная псина прицепилась ко мне, словно репей. Не кусала – но и в дом не пускала, грозным гавом своим вызывая хозяев.
- Альфа, - вышел наконец откуда-то из-за дальних строений мужчина, - успокойся! Да тише ты...
Знакомимся. Виктор Михайлович Ципкин – бывший мастер арсеньевского профтехучилища. В этом загородном заснеженном и курящемся по утрам да вечерам дымками городке живет вместе с женой Валентиной уже пять лет. Пенсионеры. Только на здешнем дачном массиве целый кооператив из их ровесников, обосновавшийся в садах надолго и всерьез.
- Нет, - в Арсеньев мы уже не хотим возвращаться, - говорят супруги. – Тут вот хоть как-то двигаемся. Да и воздух чистый, машинами не изгаженный – чего не жить-то?
В городе у них просторная обустроенная квартира со всеми коммунальными услугами. Но выгнал их город, заставил на старости лет отшельничать. Собственно, даже не город в том виноват. Ципкины – обычный типаж в нынешней российской действительности, когда пенсионер, вместо того чтобы заслуженно отдыхать да по потребностям навещать ближних и дальних родственников, продолжает вкалывать порой пуще прежнего, деньгами и продуктами дачного труда своего помогая налаживать жизнь детям и внукам.
- Нам бы хватило пенсионных, - замечает Валентина Васильевна, отработавшая свое оператором формовки на “Аскольде”, - однако у дочери, у Натальи, дела не ладятся на производстве. За последние годы, может, месяца три и отработала в цехе. Электромонтажницей она на “Прогресссе”, а у нее трое детей, мужа лишилась. Деваться некуда – шевелимся вот помаленьку.
Домик у Ципкиных замечательный. Строил его сам хозяин, по собственному проекту. Года полтора вынашивал замысел Виктор Михайлович, все учитывал и прикидывал, пока не представил воочию свою лесную обитель. Благо, перед самой его пенсией разбирали за ненадобностью какой-то спортивный лагерь – удалось бруса прикупить по дешевке. В результате получился мини-коттедж. Первый этаж его – гараж под машину и прочие хозяйственные подсобки. А на втором – жилье. Просторное такое, в несколько комнат. И с печкой, обшитой кровельным железом. Печка тоже им лично сложена. Удалась: и избу натопит, и наваристого борща сварганит, а уж сдобу из духовки такую выдаст, что запахи по всему околотку стоят.
Во дворе вижу колодец под крышей. Виктор Михайлович объясняет: механизация тут у меня. Оказывается, вовсе не нужно крутить ручку ворота – электронасосом вода поднимается. Крепко эта инженерия выручает Ципкиных летом, особенно жарким. Задержались лишнее дожди – тут-то полив и спасает. Так сумели организовать свое хозяйство мои новые знакомые, что теперь у них есть участок в 17 соток. К бывшей своей дачке прикупили соседскую, для дочери, - и все теперь заодно. И вот при поливе хватает и своей картошки, и своих фруктов-овощей.
Омшаник есть у Ципкиных капитальный - пчел держат до двух десятков уликов. Они главные кормилицы семьи. Причем если обычно пчеловодам приходится все лето метаться в поисках медоносных массивов, то Ципкину такой нужды нет. Рядом трав и липы хватает.
И еще поросят, кур, как положено здесь, завели Ципкины. С кормами трудно - все с базара, но выгода есть. И самим прибавка на стол, и кое-что на продажу случается.
- Подождите, потеплеет - все дачи вокруг оживут, - говорит Виктор Михайлович. - Тут и петухи запоют, и другая живность появится. А вот коз не держим.
Тут я искренне удивился.
- Так наоборот, - наивно спрашиваю, - коз-то как раз резонно иметь. Ухода большого не надо, а трава-сено рядом, вот и литр-другой молока было бы?
- Э, - поясняет Ципкин, - даже пословица есть в народе: хочешь с соседями перессориться – заведи козу! Эта штучка - она куда хочешь залезет, что только можно – обожрет.
В соседях у Ципкиных и рядовой, если брать по прошлой жизни, состав, и такие, что при упоминании служебной должности просто тоска берет: кого только не загнала она, жизнь нынешняя, в леса и долы... Кого только не мучит на склоне лет вот в таких “заведениях”... Рядом, например, в нелегких трудах на приусадебном хозяйстве коротает старость бывший руководитель одного из департаментов краевой администрации. Тоже ради детей и внуков. А вовсе не оттого, что воздух вокруг чист и свеж, а сопки – зелены да кудрявы. И так же, как Ципкины, ведет Владимир Александрович в настоящее время заготовку дров из сухостоев с пока еще белого-пребелого косогора. Санки – в руки, и туда-сюда. Натягаешься...
Обойди их, лесник, стороной...
Нет, жизнь в этом загородном городке, каких окрест Арсеньева немало, не течет спокойно. Не дают... Вот вчера гонял Ципкин “металлистов”. Уж, кажется, все вокруг вытаскали и вывезли – а продолжают наведываться на зимние дачи. На этот раз у одних пытались “стиралку” украсть, отбил вместе с Альфой. Вообще-то эта десятка пенсионеров стала своеобразным бастионом на пути грабителей, случалось, что и шибко крутых обламывали. Держатся друг за друга старики, бдят, чтобы лишний человек в округе не появился. Но и лихие люди им покоя не дают. Угрожают. Из десяти собак, сторожей верных, две только и остались. Перетравили остальных. Чтоб не мешали. Альфа, она хоть и дворняга обыкновенная, умнее других себя ведет. На приманки всякие не реагирует. Вот и когда меня “арестовала” – дергаться особо не стал, стоял по стойке смирно и дожидался хозяев.
...Курятся дымки в загородных городках Арсеньева. Десятками, сотнями. Все больше и больше. Это – не стремление моих земляков к райской жизни на лоне природы. Это, к сожалению, еще одна из тревожных примет социального неблагополучия нашего общества.
Автор: Виктор ДЕБЕЛОВ, "Владивосток"