Стратегия и тактика в трех актах

Актера Андрея Бажина запросто можно обвинить в преступном легкомыслии – взял да и согласился на должность главного режиссера театра ТОФ! Мог бы спокойно играть роли на сцене академического театра им. Горького, мог бы время от времени ставить спектакли, благополучно преподавать в академии искусств… Но у него теперь совсем иной ритм жизни. Вернее, все осталось, но прибавился целый ворох забот - костюмы, декорации, репетиции, проблемы с помещением, теплом и проч. Но, видимо, на то она и творческая личность, чтобы доверять своей интуиции, которая подсказала Бажину быть рядом со своими вчерашними студентами, нынешними молодыми актерами. И он послушался…

26 янв. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №919 от 26 янв. 2001
Актера Андрея Бажина запросто можно обвинить в преступном легкомыслии – взял да и согласился на должность главного режиссера театра ТОФ! Мог бы спокойно играть роли на сцене академического театра им. Горького, мог бы время от времени ставить спектакли, благополучно преподавать в академии искусств… Но у него теперь совсем иной ритм жизни. Вернее, все осталось, но прибавился целый ворох забот - костюмы, декорации, репетиции, проблемы с помещением, теплом и проч. Но, видимо, на то она и творческая личность, чтобы доверять своей интуиции, которая подсказала Бажину быть рядом со своими вчерашними студентами, нынешними молодыми актерами. И он послушался…

Говорят, новая метла по-новому метет… Но новому главному режиссеру и труппе не пришлось привыкать друг к другу. В свое время Андрей Бажин преподавал на курсе Александра Запорожца. Этот курс и явился актерским составом театра ТОФ. Позже Бажин поставил здесь “Вишневый сад”, “Ревизора”, “А зори здесь тихие…”. Играл в “Двенадцатой ночи”, “Билокси-блюзе”… Они – педагог и студенты, опытный актер и молодые коллеги, режиссер и актеры – хорошо знают друг друга. И любят.

– Но мы существовали, мягко говоря, в разных условиях, - считает Андрей Юрьевич. – И это мешало. Сегодня все иначе.

Прежним осталось лишь удивление маститого актера – время идет, а студенческий курс не распался, его ученики так и остались некоей группой, в которой все связано незримыми узами.

- Правда, я общаюсь с ними уже не как учитель с учениками – у нас общая цель, - говорит Бажин. – Они мне предлагают свои решения… Но, как и раньше, я ощущаю ответственность за них - они молоды, у них огромное желание играть. И во многом от меня зависит, как реализуется это желание.

Принято, чтобы новый режиссер премьерой заявлял некую программу. Но в свое время Андрей Бажин поставил на сцене Дома офицеров флота чеховский “Вишневый сад”, который на тот момент казался ему наиболее актуальным. Сегодня репетируют пьесу французского драматурга Альфреда Жери “Шестой этаж”, премьера которой объявлена на 27 января. И Андрей Юрьевич больше заботится о том, чтобы заняты были актеры, нежели о желании обозначить собственную творческую позицию. Хотя…

“Шестой этаж”, поставленный на сцене театра им. Горького Ефимом Табачниковым почти 20 лет назад, запомнился Андрею Юрьевичу, тогда еще совершенно юному актеру, как самое яркое сценическое действо. Сегодня такое же яркое, эксцентричное и в то же время лиричное зрелище он хочет подарить зрителям. Пьеса в трех действиях дает прекрасную возможность актерам проявить свое мастерство и в то же время сказать о вечном – любви, отношениях между людьми, умении понимать друг друга… Это всегда оставалось важным.

Впрочем, Андрею Бажину впору рассуждать о патриотизме (ведь театр-то военный). И он, признаться, делает это от души.

– У военных успех зависит от стратегии и тактики. Наша стратегия – говорить о патриотизме, но не в смысле необходимости ложиться на амбразуру. Просто надо любить окружающих, стараться жить в гармонии с собой, тогда и любовь ко всему, что рядом, появится. И здесь возможен самый любой репертуар. А тактика… Привлечь зрителя в театр. Но не любой ценой. Опять же полюбить его, дать хорошие спектакли. Можно назвать это общими словами, и все же… Жери – это тактика, Островский (следующая премьера – “Таланты и поклонники” в постановке С. Мальцева) – тактика.

Она, хочется верить, обязательно обеспечит успех молодому театру.

Автор: Ольга ЗОТОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"