Толстый лед и тонкий компромисс
Сокращение рейсов и сбои на городских и местных краевых морских пассажирских линиях вызвали бурю недовольства тех, кто ежедневно пользуется этим удобным для морского города транспортом. В редакцию прислали обращение жителей в адрес губернатора, председателя думы края и мэра Владивостока с требованием восстановить былую бесперебойную работу катеров и паромов. Дошло до того, что жители Первомайского района краевого центра образовали инициативную группу, которая уже собрала под обращением более 1200 подписей. Горожан, среди которых немало моряков, рыбаков и членов их семей, поддержали отраслевые профсоюзы и федерация независимых профсоюзов Приморья.
Мы не раз писали о проблемах морского пассажирского транспорта. В последние годы вне зависимости от того, кто руководит городом, с морским пассажирским транспортом возникают похожие ситуации – город и перевозчик “Владморпасс” выясняют между собой отношения, а страдают пассажиры. Но в этот раз ситуация особенно напряженная. В связи с этим еженедельно на проходящих в администрации Владивостока штабах эту проблему обсуждают и стараются разрядить обстановку. Мы попытались выяснить точку зрения тех служб и ведомств, которые имеют к ней отношение.
Руководитель морского отдела администрации Владивостока Александр Марков считает, что основная причина сбоев – необычно тяжелая в эту зиму ледовая обстановка.
- На Калининскую переправу катера просто не могут пробиться. Толщина льда доходит до 50 см. На м. Чуркина в часы пик ходят два парома. Сейчас собираемся ввести еще один дополнительный паромный рейс на остров Русский, на м. Поспелова. Недавно пришлось обкалывать застрявший с семью “КамАЗами” угля паром, пытавшийся пробиться на о. Попова. Сделал это мощный паром, шедший на Славянку. Имеющийся в управлении ДВМП ледокол работает в Амурском заливе, в районе нефтебазы. Чтобы его привлечь для расчистки местных линий, требуется платить почти по 28 тысяч в час, а в выходные дни - в два раза больше. Мы просто не в состоянии нести такие расходы, а бесплатно никто работать не будет. Даже если мы предоставим топливо.
В морском отделе считают, что такое положение, если не отступят холода, может продлиться до марта. Тем не менее, по утверждению Александра Маркова, его отделу и администрации все же пока удается находить общий язык с перевозчиком. Сейчас, например, заканчивается подготовка подписания договора с “Владморпассом” на обслуживание в 2001 году.
Краевой комитет судоходства, портов, связи и транспорта тоже имеет отношение к этой проблеме, потому что курирует краевой транспорт. По большому счету координировать работу тех, кто в крае перевозит морским транспортом людей, – тоже его задача. Вот что рассказал нам заместитель председателя комитета Александр Лашин:
- Краевой бюджет дотирует два морских пассажирских направления – на Славянку и на Перевозную-Безверхово. Здесь нет сбоев. Мы практически на 97 процентов закрыли свои обязательства перед перевозчиком. На следующий год пассажирское расписание на краевых линиях останется прежним.
А вот во Владивостоке проблемы с перевозками остаются. Сейчас, конечно, основные трудности из-за льда. Даже к торговому порту суда швартуются по нескольку часов. Что говорить о катерах. К тому же из-за сложной ледовой обстановки у паромщиков идет сверхнормативный расход топлива, а эти издержки не были предусмотрены. Как и расходы на топливо, которое за короткое время существенно возросло в цене. Отсюда – дополнительные проблемы.
- Но если сквозь лед можно как-то пробиться, то проблему финансирования пассажирского флота коллектив предприятия “Владморпасс” не может решить в одиночку, - с горечью констатирует заместитель генерального директора Василий Топчий. - Пассажирский флот всегда был убыточным и нерентабельным, а содержался только за счет государственной поддержки. Сейчас ее нет. А потому и приходится сворачивать морское прибрежное сообщение. По итогам прошлого года лишь краевая администрация выполнила свои обязательства перед моряками и перечислила (на 96 процентов) обещанные 18 миллионов рублей. Городская администрация свою часть договора профинансировала наполовину. Из необходимых 23 миллионов рублей она выделила немногим более 10 миллионов.
Из-за этого имеются проблемы с ремонтом судов для внутригородских сообщений. Нет возможности заказывать ледокол для обеспечения безаварийной работы флота по перевозке людей.
Предприятие элементарно не может приобрести топливо для максимального использования катеров, туристических теплоходов и паромов.
Если ситуация с недофинансированием сохранится и в нынешнем году, то жителям удаленных прибрежных и внутригородских территорий придется забыть о морском пассажирском транспорте.
Безусловно, нынешняя необычно холодная зима спутала все привычные планы тех, кто обеспечивает жизнедеятельность приморской столицы. Не могло это не сказаться на морских пассажирских перевозках. Тем более что их организация – куда более сложное дело, чем работа маршруток. Все признают, что сегодня есть один реальный перевозчик – “Владморпасс”. И это частная компания. Они работают за деньги, которые идут из городского бюджета. Потому и стоимость проезда пока еще диктует мэрия. Если изменить нынешнее положение, пустить перевозки чисто в рыночные волны - пострадает карман горожанина. Хотя тогда, возможно, будет меньше забот. Этого нельзя допустить. Да это и прекрасно понимают чиновники. Другое дело, что в такие сложные моменты для города и его бюджета нужно находить компромисс. Кому-то поступаться сейчас ради нормальной работы в дальнейшем. А это уже зависит только от профессионализма тех, кто вовлечен в этот заколдованный круг. Но в любом случае не должен страдать пассажир.
Автор: Николай КУТЕНКИХ, Виктор СЕРДЮК, "Владивосток"