Город развалин
"Приезжайте быстрее, у нас рухнула половина барака", - чуть не плача, кричала женщина в трубку.
"Приезжайте быстрее, у нас рухнула половина барака", - чуть не плача, кричала женщина в трубку.
В этом доме мы были неделю назад. Тогда стены еще держались. Хотя о том, что этот барак жилой, вы бы догадались не сразу. Заброшенный, разграбленный, с черными глазницами окон, с грудами мусора внутри - в таком не решатся жить даже бомжи. А нормальные люди вынуждены. Квартиры в двух крайних подъездах полностью выгорели. Вместо крыши - небо в "полоску" оставшихся редких досок. В развороченные оконные проемы видно, как провисли перегородки между этажами, грозя обвалиться вовсе. Впрочем, так и случилось.
В среду вечером к дому подъехал самосвал. По словам живущей в доме Галины Ковеньковой, его номер 28-44 ПКЩ. Приехавшие на машине зацепили трос за бревна крайнего подъезда и потащили их. Видимо, им даже не пришло в голову, что в этом строении живут люди. Так, решили досок на хознужды добыть. Когда рухнуло полдома, в квартирах оставшегося целым подъезда посыпалась посуда, со стен полетели вещи. Испуганные дети и взрослые в чем были побежали на улицу. Еле отогнали разрушителей. Вызвали милицию, та составила протокол и уехала. А жильцы провели бессонную ночь у детских кроватей. Уходить из дома этим семьям некуда.
Жизнь на пепелище
Последний самый сильный пожар на ул. Героев Хасана,17 случился в 1996 году. Погорельцев переселили в общежитие, дав на семью по конуре в 11 квадратов. Остальные, чьи квартиры огонь пощадил, остались мучиться на пепелище. Сейчас ситуация осложнилась еще и тем, что после обвала обнажился силовой кабель. Замыкание приведет к пожару, который не пощадит оставшееся жилье.
Этот барак раньше принадлежал “Дальзаводу”. Подобных покосившихся дальзаводских строений рядом масса. В 1996 году они перешли на ремонт и обслуживание мэрии. Только что тут ремонтировать - сносить давно пора. Бараки, построенные в 1941 году, отслужили свое еще 30-40 лет назад. Поэтому нет ничего удивительного, что стены этих строений в сквозных трещинах, пол ходит под ногами, трубы прогнили, проводка на грани замыкания. Одна из жилиц барака на Борисенко,14а мыла посуду и провалилась под пол: прогнившее дерево рассыпается трухой. Жильцы второго этажа показали дыру в потолке, в нее с крыши заглядывают коты. В этом доме корреспонденты “В” уже были год назад, за прошедшее время в лучшую сторону тут ничего не изменилось. Тогда нам казалось, что хуже жилья быть не может. Но ужас жизни в этом бараке кажется раем по сравнению с тем, как живут на Героев Хасана, 17. В этом доме по-настоящему страшно находиться. Половицы проседают под ногами, кажется, что дом шатает от ветра. Барак давно отключен от центрального отопления, холодной воды тоже нет. Зимой и летом квартиры согревают обогреватели и печки. За свет жильцы платить отказались, справедливо рассудив, что нагорают киловатты на сумасшедшие суммы не по их вине. Естественно, что за коммунальные услуги тоже никто не платит. А дому бы не помешала генеральная уборка. Галина Ковенькова, прожившая здесь 25 лет, показала нам, во что превратились соседние сгоревшие квартиры - в натуральную свалку. Зимой кучи мусора замерзли, но с приходом тепла от зловония не спастись. Потоки грязи потекут в квартиры. А ведь здесь в каждой семье маленькие дети...
Город ждет жертв?
Жильцы дома на Борисенко судятся с мэрией три года. Безуспешно. Все упирается в заключение межведомственной комиссии, которая должна признать дом ветхим, непригодным для жилья и грозящим обвалом. После по решению суда жильцам должны предоставить квартиры в трехдневный срок. Потому комиссия ветхим и непригодным для жилья дом признает, а вот грозящим обвалом... В городе 678 подобных домов, тут квартир не напасешься.
Жильцы барака по Героев Хасана в суд пока не подавали, но ведут активную переписку с мэрией. И тоже безуспешно. По словам Ларисы Нечаевой, начальника отдела по учету и распределению жилой площади городской администрации, в ближайшее время бараки расселять не будут, у города свободных квартир нет.
Правда, случившееся заставило власти пошевелиться. К бараку потянулись чиновники. Только мнение по поводу случившегося у них разное. Например, Александр Шульмин, начальник управления муниципального заказа по ЖКХ администрации города, полагает, что барак не рухнет. А произошло все лишь по вине людской жадности. С ним не согласен Виктор Осипов, директор муниципального унитарного предприятия “Жилкомсервис”, который считает, что убирать нужно весь барак, потому что он в любой момент может сложиться как карточный домик. Сейчас отдел по распределению жилой площади, видимо, все-таки попытается расселить многострадальных жильцов полуразрушенного дома, только успеет ли?..
Автор: Татьяна НАГОРНАЯ, "Владивосток