Экономический либерализм привел страну к катастрофе
Уважаемый Евгений Григорьевич!
Уважаемый Евгений Григорьевич!
Вынужден обратиться к Вам с открытым письмом, потому что мои неоднократные обращения и предложения по экономическим вопросам Вы оставили без ответа.
Мы очень долго слушали Вас.
Сначала про “шоковую терапию” как неизбежный способ экономического переустройства. Потом про необратимость реформ. И уже довольно долго слушаем о финансовой стабилизации.
Пора разобраться в том, что же сделано. Ведь времени у Вас было достаточно: с октября 1994 года Вы возглавляете министерство экономики, а в целом более шести лет определяете экономический курс нашего государства. Вы были автором среднесрочной программы правительства на 1995-1997 годы, по которой мы сейчас живем. Если это, конечно, еще можно назвать жизнью.
Я очень хорошо помню Ваши оптимистичные интервью начала 1995 года, в которых Вы живописали такой ход событий. Мы добиваемся финансовой стабилизации, сбив инфляцию к концу 1995 года до 1-2% в месяц. Промышленное производство, умиленное столь стабильными финансами, начиная с 1996 года “устойчиво стабилизируется”, а начавшийся в 1995 году “рост накоплений и частных инвестиций в национальную экономику” перерастает к 1997 году в “поток эффективных инвестиций”. Упомянули Вы и о некоторых издержках: “Рост государственного долга - вот цена, которую придется заплатить за радикальное снижение инфляции”.
А теперь давайте посмотрим в лицо фактам. Спад производства в России продолжается уже восемь лет, это невиданный в экономической истории факт. Если в конце 1994-го по объему промышленного спада мы обогнали США периода “Великой депрессии” (с их 50-процентным спадом), а в конце 1995-го “проехали” Германию после Второй мировой войны (там спад составлял 60%), то к концу 1996 года приближаемся к России, едва отошедшей после гражданской войны (с ее 10-процентным промышленным производством). Объем инвестиций из всех источников финансирования за пять лет уменьшился в 3,5 раза и составляет 28-29% от уровня 1991 года. Более того, в прошлом году произошел и обвальный спад непроизводственных инвестиций: “замораживается” жилищное строительство. Вот цена Ваших прогнозов!
Необратимые процессы происходят в промышленности. Еще в середине 1995 года был реальный шанс оздоровления экономики. Мощно заработали сырьевые отрасли, локомотивами потянули они сопряженные с ними производства и технологии, замедлился, а потом и вовсе прекратился спад. Но “умные головы”, завороженные гладкостью Вашей среднесрочной программы, решили-таки задушить инфляцию. А задавили производство! “Валютный коридор”, о необходимости которого так долго говорили макроэкономисты-монетаристы, “поставил крест” на большей части добывающих отраслей. Только у нас в Приморье упущенная выгода предприятий цветной металлургии и горной химии, рыбной и лесной отраслей за 1995 год составила 200 млрд. рублей! А по России в целом? Вот цена Ваших обещаний!
Хорошо помню, в каких сильных выражениях Вы изъяснялись о необходимости вывода всех цен на мировой уровень.
Вы обманули премьер-министра В. С. Черномырдина в том, что энерготариф в Приморье очень низок и что это мешает нормальному развитию экономики. В результате Ваших расчетов энерготариф в Приморье в 5 раз превысил японский, в 9 раз - китайский и в 15 раз - таиландский. О какой конкурентоспособности нашей промышленности может идти речь. Вот цена Ваших расчетов!
Но Вы не успокоились. “Выполнив” трехлетку за два года - ведь среднесрочная программа была рассчитана на 1995-1997 годы, - Вы на днях закончили новую программу: “Структурная перестройка и экономический рост”. Любопытно узнать, уважаемый Евгений Григорьевич, в каких из разрушенных Вашими прогнозами отраслях Вы ожидаете рост и на основе чего? Может быть, в промышленности, где доля убыточных предприятий за прошлый год увеличилась с 25 до 40 процентов? Или в строительстве, где убыточные предприятия составляют сейчас 36 вместо 27 процентов? А может, на транспорте? Но там за время действия Вашей программы убыточные предприятия составили 66 процентов, хотя еще год назад их было 43 процента. Теперь Вы предлагаете новый экономический курс: “Сначала соберем налоги, а уже потом будем давать деньги на развитие”. Мне это напоминает присказку: “Что ты делаешь, если курица перестает нести яйца? - Режу ее. - И что, помогает?” С кого Вы предлагаете брать налоги? С обескровленных Вашей программой предприятий или с людей, которые живут в состоянии полной “финансовой стабилизации”, то есть без гроша в кармане? Ваша идея абсурдна и с точки зрения экономических закономерностей. Почитайте хотя бы Я. Корнаи: “Экономический рост нужно стимулировать не тогда, когда для него сложатся более благоприятные условия и экономика стабилизируется, а прямо сейчас”.
Уважаемый Евгений Григорьевич, Вы не состоялись в правительстве ни как ученый, ни как администратор. Ни один из Ваших прогнозов не осуществился, ни одна из разработанных Вами программ не выполнена. Вы не смогли задействовать богатый потенциал Минэкономики. Хотя Ваши ученики (вроде Гайдара) в свое время здорово поработали над тем, чтобы разрушить союзный Госплан, тем не менее в его стенах осталось немало опытнейших специалистов, знающих нашу экономику не по книжкам и газетным статьям. Почему знания и опыт этих людей остались невостребованными?
Впрочем, в двух качествах Вам отказать нельзя. Вы обладаете исключительной способностью перекладывать свои ошибки и просчеты на других.
Ведь именно Вы загнали министерство финансов в капкан финансового дефицита, заложив в прогноз социально-экономического развития совершенно нереальные цифры. А теперь за Вас “отдуваются” чиновники с Ильинки, хотя по всем статьям отвечать-то должны Вы.
Ведь именно Вы задаете экономический курс, по которому работает правительство. И слава Богу, что в составе кабинета министров есть немало профессиональных и знающих дело руководителей. Они много и продуктивно работают, благодаря им многие отрасли и регионы еще не сорвались в пропасть, несмотря на Ваши усилия.
Ведь именно Вы чаще других обвиняете руководителей субъектов федерации в том, что они не понимают и не воспринимают Ваши “гениальные” экономические программы. А чего еще Вы ждете от людей, знающих жизнь не понаслышке. Осталась в памяти реплика, которую обронил по этому поводу на заседании Совета федерации один из региональных руководителей: “Чего стоит хотя бы выступление министра экономики Ясина! Он разработал уже четыре среднесрочные программы, но ни одна из них не пошла в жизнь”. А теперь еще и пятую пишете.
Просто поражает Ваша фантастическая безапелляционность. Об этом говорят не только губернаторы, возмущенные Вашим выступлением на совместной комиссии правительства и Совета федерации в ноябре 1996 года. Вы не прислушиваетесь и к мнению авторитетных ученых - Л. Абалкина и С. Шаталина, Вы с ходу отвергаете предложения С. Глазьева. Вы последовательно проталкиваете платформу экономического либерализма, в то время как весь остальной мир весьма критически оценивает его. “Политика невмешательства государства в экономику не оправдала себя... Государство должно играть центральную координирующую роль в создании государственных и частных организаций и учреждений, обеспечивающих функционирование рыночной экономики”. Это цитата не из К. Маркса, а из письма, которое направили Нобелевские лауреаты Л. Клейн, В. Леонтьев и Д. Тобин. Но Вам и мировые авторитеты в области экономики не указ.
Уважаемый Евгений Григорьевич, наступило время признать, что Вы не справились с теми поручениями, что возложили на Вас президент и правительство. Доказательство тому - сегодняшнее состояние экономики. Не надо выдумывать новые программы, надо менять концепцию спасения российской экономики. Вам это не под силу!