Танкер “Находка” стал жертвой волны-убийцы?
В начале этого года у берегов Японии в условиях сильного шторма потерпел катастрофу танкер “Находка” компании Prisco Traffic. В связи с этим в средствах массовой информации были выдвинуты различные версии гибели судна, однако специалисты пока не могут дать конкретного ответа на вопрос о причинах этого загадочного происшествия.
В начале этого года у берегов Японии в условиях сильного шторма потерпел катастрофу танкер “Находка” компании Prisco Traffic. В связи с этим в средствах массовой информации были выдвинуты различные версии гибели судна, однако специалисты пока не могут дать конкретного ответа на вопрос о причинах этого загадочного происшествия.
Среди природных факторов, которые могли привести к таким тяжелым последствиям, по моему мнению, наиболее реальным является неожиданная встреча судна со сверхволной, или так называемой волной-убийцей. Такими волнами принято называть особо высокие волны, образующиеся в виде единичных аномалий, в 2-3 раза превышающие высоту волн в районе их возникновения. В научном издании В. Сидорченко “Кораблекрушения на море”, вышедшем в издательстве Ленинградского университета в 1990 году, указывается, что одним из трех районов возникновения волн-убийц в Мировом океане является район Японии, Китая и Филиппин. При этом образование аномально крутых волн в морях вблизи Японии происходит, в частности, “... в зимнее время при сильных западных ветрах и образовании северной зоны низкого давления”, что фактически и наблюдалось в первые дни января этого года.
У берегов Японии под действием волн-убийц в 1969 и 1970 гг. затонули два крупных грузовых судна водоизмещением 33768 т и 34001 т соответственно. Здесь же в 1980 году от ударов волн-убийц затонуло 5 судов, в том числе японское “Ономити-мару” водоизмещением 33883 т. У этого судна сверхмощная волна буквально срезала носовую часть, хотя обычно происходит перелом судна пополам, когда оно оказывается на гребне этой волны.
Судя по сообщению генерального директора компании Prisco Traffic Сергея Ветказова, “Находка” попала в шторм с высотой волн 5-6 метров. Это значит, что сверхволна должна была иметь высоту 12-15 метров. Могла ли “Находка” в полном грузу выдержать такой удар?
Если принять эту версию катастрофы, то по существу танкер попал в условия “непреодолимой силы”. Как известно, воздействию стихии придается правовое значение. Я не правовед и не знаю действующих морских международных соглашений, но еще 29 ноября 1969 года была подписана международная Брюссельская конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью, в которой согласно статье III владелец танкера освобождается от ответственности, если докажет, что утечка произошла вследствие “тяжелого стихийного бедствия исключительного характера”. Не пытаясь быть адвокатом у судоходной компании и не отвергая другие версии гибели танкера, я лишь посчитал возможным высказать свое предположение, связанное с действием именно природных факторов.
Автор: Владимир ПЕТРЕНКО, кандидат географических наук, специально для “В”