Проявите внимание к близким. Или их обманут

Почему пенсионеры снова и снова попадаются на удочку мошенников

18 авг. 2021 Электронная версия газеты "Владивосток" №4845 (6550) от 18 авг. 2021
21.jpg

Наверняка вам или вашим родственникам хоть раз звонил «представитель банка» и тревожным голосом сообщал, что с вашего счета списываются средства. Или какой-то «старший лейтенант» требовал срочно перевести деньги, иначе вашего дядю/брата/племянника ждет тюрьма. 

Основные схемы мошенников давно известны. Но это знание не способно уберечь людей от волнения и, как следствие, принятия неверных решений. Главной мишенью аферистов были и остаются пенсионеры, которые по своей наивности склонны доверять незнакомому голосу в телефонной трубке. Причем наступать на эти грабли они могут по нескольку раз. 

Обокрали дважды

Пенсионерка Татьяна Петровна одна из многих, кто потерял свои сбережения из-за аферистов. Ее дети – Ольга и Игорь – до сих пор не понимают, как их мама, бывший учитель, могла поверить обещаниям мошенников.

– Мама – образованный человек с богатым жизненным опытом. Она даже мне не говорила пин-код своей карты, а здесь с легкостью сообщила его вместе с реквизитами «службе безопасности банка». Счет, привязанный к ней, мошенники обнулили. Так мама лишилась средств размером в пенсию. Карту ей банк перевыпустил, но деньги не вернул. Это и понятно: по условиям банковского обслуживания, что, кстати, черным по белому было прописано в договоре, нельзя было передавать кому-либо данные своей карты, – рассказывает Ольга. – Было очень неприятно и обидно за маму. Мы думали, что на этом все закончилось, но не тут-то было. Недавно она позвонила и сообщила, что деньги обещал вернуть некий финансовый омбудсмен. Я сразу почувствовала неладное…

Татьяне Петровне позвонили из «офиса финомбудсмена» и пригласили на встречу. Активная пожилая дама тут же приехала, заполнила бумаги и заплатила «пошлины» якобы за проведение расследования и рассмотрение спора с банком. Причем заплатила она даже больше, чем потеряла совсем недавно. Беда была еще и в том, что суммы такой у нее не оказалось, поэтому, ни с кем не посоветовавшись, мама прямо там же оформила заем. 

– Маме пообещали, что все деньги – и украденные, и «пошлины» – вернут, как только омбудсмен примет решение. Банк еще и неустойку, мол, обязан заплатить по закону о защите прав потребителя. Но я-то знаю: если человек самостоятельно, без посредника, обратился к финомбудсмену, то его услуги совершенно бесплатны. Никаких пошлин с клиентов финансовых организаций он не берет. У меня до сих пор нервный тик, когда говорю об этом, ведь мама не только свои деньги потеряла, но и осталась должна, – возмущен сын пенсионерки Игорь.

Главная ошибка – сообщать кому бы то ни было полные данные своей карты, которые фактически открывают преступникам доступ к вашему счету. Когда кто-то хочет перечислить вам деньги, достаточно сказать название своего банка и номер карты, который указан на ее лицевой стороне. А при переводе через систему быстрых платежей – номер телефона. Остальные реквизиты отправителю не нужны. Их запрашивают только мошенники.

Не ведитесь на уловки

Представиться злоумышленники могут кем угодно: сотрудниками банков, полиции, налоговой и даже представителями службы финансового омбудсмена. Главное в таких разговорах – не терять бдительность.

– Если вам звонят от имени любой организации, а вы точно знаете, что не обращались туда, очень может быть, что инициатор звонка – мошенник, – говорит начальник отдела противодействия нелегальной деятельности Дальневосточного ГУ Банка России Василий Котлевский. – Если незнакомцы сами выходят на вас и уговаривают заплатить комиссию за услуги, о которых вы не просили, это всегда повод насторожиться. А уж если в якобы государственной организации вам предлагают оформить микрозаем, чтобы уплатить «пошлины», это верный признак аферы. Внимательно читайте документы, которые подписываете, – нужно четко понимать, с кем заключается договор займа. Чтобы разобраться, легально ли действовала микрокредитная компания, нужно проверить ее в реестре Банка России на сайте cbr.ru. Если организации там нет, значит, это черные кредиторы – о них стоит сообщить в полицию. Также можно попробовать оспорить договор займа через суд.

У каждого человека есть информация о его счете, которую он без особого страха может сообщать третьим лицам, например, организациям для перевода заработной платы. К ним относятся номер расчетного счета, БИК и корреспондентский счет, которые можно посмотреть в мобильном приложении или личном кабинете на сайте банка. 

А вот три цифры на обороте карты (CVV или CVC-код), срок ее действия, пароли и коды из банковских уведомлений нужно держать в секрете. Обычно эти данные вводят при оплате покупок в Интернете или переводе средств. 

Внимание спасет от обмана

Нельзя заранее предупредить всех членов семьи о каждом варианте обмана: мошенники быстро и изощренно придумывают все новые и новые способы обогащения. Поэтому необходимо сохранять атмосферу открытости, прозрачности и доверительности в доме.

 – Пожилые люди не только боятся стать обузой, но и реально хотят принимать самостоятельные решения, ощущать свой вклад, чувствовать себя активными членами семьи. Именно поэтому они так уязвимы, – комментирует психолог Кира Баженова. – Если наши мамы и папы стареют у нас на глазах, то это происходит совершенно незаметно. Кислородное голодание клеток головного мозга потихоньку проявляется сентиментальностью, замедлением интеллектуальных процессов, снижением способности прогнозировать последствия. У многих стариков появляется неустойчивость настроения, их легко спровоцировать на тревогу. Именно поэтому мошенники легко заставляют платить наших стареющих родных и близких, рассказывая про срочную необходимость перевести деньги попавшему в аварию племяннику. Или, как в описанном выше случае, пугая потерей денег, а потом обещая восполнить утрату. 

Именно скрытность пенсионеров и желание самостоятельно решать свои проблемы и делают их самой легкой целью обманщиков. По мнению психолога, установить доверительные отношения между детьми и их пожилыми родителями позволят постоянные беседы по душам. 

– Давайте уделять внимание наперед. Хотя бы по 5-10 минут активного диалога в день. А иначе этот дефицит общения заполнят те, кто умеет втираться в доверие и играть на чувствах, – советует Кира Баженова. – Можно еженедельно выделять время на обсуждение того, у кого какие планы. И только после этого претворять их в жизнь. Такие мини-собрания можно проводить и онлайн, например, в общих мессенджерах, заполняя бедную на события и общение жизнь пенсионеров. Все эти простые действия способны снизить импульсивность и повысить критичность в общении с аферистами.

Постарайтесь максимально подготовить своих пожилых родственников к нежелательным звонкам. Сделать это не так сложно: иногда достаточно всего лишь попросить их не отвечать на незнакомые номера. Узнать подробно о том, как безопасно пользоваться банковскими картами, можно на сайтах коммерческих банков или на информационно-просветительском ресурсе fincult.info.

Марина ЗУБКО

Фото из архива «В»