Кто разрисует туман и дым

«Наше дело – подвиг» – так называется выставка, открывшаяся в центре современного искусства «Заря» при поддержке городской администрации.

1 июль 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3562 от 1 июль 2014
51b78694ea7f14bf5539d76037beccc3.jpg

Выставкаво Владивостоке научит понимать современный вид искусства – граффити

Огромные выставочные павильонына этот раз заполонило уличное искусство: граффити, инсталляции… Ведь Паша 183,точнее – Павел Пухов, один из самых известных в мире русских уличныххудожников, за свою не очень долгую жизнь успел создать немало истинныхшедевров.

1 апреля 2013 года Паша 183,уличный российский художник, о котором писали самые известные журналы мира,трагически погиб.

В марте 2014 года в Москве вмузее современного искусства была открыта выставка его работ. Она оказаласьсамой посещаемой за всю историю работы музея. И сразу по окончании выставкаотправилась во Владивосток.

По словам кураторов ЦСИ«Заря», Владивосток, где всерьез решаются проблемы городской среды, гдестараются наладить диалог с молодыми художниками-­граффити, оказался готовпринять такую выставку и даже больше – смог сделать то, чего не смогли в Москве.

Еще во время подготовки коткрытию «Наше дело – подвиг» в столице организаторы выставки мечталирасположить на остановках общественного транспорта одну из самых известныхинсталляций Паши 183 – «Крылья». Нарисованные на стекле остановочного пунктараспахнутые, готовые к полету крылья – если стать или сесть между ними, можновсерьез ощутить себя крылатым существом, человеком, которому многое дано икоторого не должны пригибать к земле повседневные проблемы.

Но московские власти отказалиорганизаторам в просьбе разместить «Крылья» на остановках, а вот воВладивостоке (и за это организаторы очень благодарны городской администрации)сочли возможным пойти навстречу. И сегодня красивые, готовые к полету крыльяждут на остановках каждого, кто захочет сфотографироваться или просто постоятьрядом…

– Возможно, имя Паша 183 знаютне все, но если человек хотя бы интересовался уличным искусством, граффити,инсталляциями и если ему напомнить «Аленку», «Крылья», «Фонарь-очки», «Зоопарк» и другие работы Паши 183, то он сразуих вспомнит, – рассказывает Полина Борисова, друг Павла и один из организатороввыставки. К сожалению, большинство работ-граффити недолговечны, многоеиз того, что создавал Паша 183, уже существует только на фотографиях, которыеделал либо он сам, либо его друзья. К примеру, чтобы создать инсталляцию«Фонарь-очки», Павел ждал два года, когда в Москве выпадетснег. А через пару часов после того, как он сделал свой проект, рисунок наснегу затоптали. А одну из работ, созданную им, видно только с одной– единственнойточки осмотра. Поэтому залы ЦСИ «Заря» заполнены фотографиями работ Паши,некоторые самые знаменитые его граффити на стенах выставочного зала воссоздаливладивостокские уличные художники.

– Паша много работал сосветом, light-проектами, световыми эффектами, – продолжаетПолина Борисова. – Он один умел делать световые проекции (когда на стену зданиячерез проектор транслируется изображение) не только на стены домов, но и натуман, дым. Фото, которые он при этом снимал, говорят сами за себя. Не такдавно на Ночи музеев в Москве попытались создать световую проекцию на дым, ноничего не получилось.

Выставка «Наше дело – подвиг»наполнена и видеоработами Паши 183, и его фотографиями, и его холстами. Крометого, организаторы воссоздали мастерскую художника, на которой представленывещи, действительно там находившиеся. Кроме того, на стенах – цитаты из беседыхудожника со своим другом, тоже весьма известным в России граффитчиком КирилломКто (пару лет назад он приезжал во Владивосток), который пишет книгу об историиуличного искусства в нашей стране. Из этих слов понятно: Паша 183 был тонкочувствующим, очень думающим человеком.

И, наверное, чтобы понять, чтоже такое – уличное искусство и почему мальчишки и девчонки так упорно «пачкают»стены, чтобы почувствовать эмоциональность и призыв этого вида искусства, навыставку стоит сходить всем. Тем, кто понимает граффити, и тем, кто не понимаетсовсем.