Души музейных работников переселяются в кошек?
ЖУРНАЛ Forbes сделал подборку десяти самых известных музеев, в которых живут или работают представители семейства кошачьих.
Иначе как объяснить, что эти животные приходят сами и покидают хранилища древности только после смертиБританский музейШтатное расписание специального подразделения, отвечающего за защиту от крыс и мышей коллекций Британского музея, уже много лет остается неизменным: здесь трудятся шесть котов. Они официально зачислены на службу в учреждение, при этом им полагается заработная плата — 50 фунтов в год на еду и туалет. Кроме того, котам бесплатно выдается униформа: желтый шейный бант. Правда, кормежку музейные коты получают не каждый день — чтобы был стимул выполнять свои прямые обязанности мышеловов.Один из самых знаменитых котов Британского музея, Майк, на протяжении 20 лет, с 1909-го по 1929-й, по собственной инициативе дежурил у входа в музей. За это время он стал настоящей достопримечательностью и обзавелся массой поклонников. Известие о его смерти опечалило многих, а в газетах были опубликованы некрологи.Государственный ЭрмитажВ Эрмитаже живет около 70 котов. Это самый большой и самый знаменитый «четвероногий спецназ» в России. Официальный статус охранников картинных галерей котам пожаловала еще основательница Эрмитажа — Екатерина Великая, и с тех пор здание находятся под их защитой. В 1960-х от них, правда, попытались избавиться, но уже через несколько месяцев в подвалах музея появились крысы, и хвостатых охранников вернули на место. Но статья расходов «на защиту от мышей» в бюджете Эрмитажа не заложена, поэтому кормятся и содержатся знаменитые коты на пожертвования сотрудников музея и добровольных помощников из «Клуба друзей Эрмитажа». В 1998 году в музее в честь мышеловов был учрежден специальный праздник — День мартовского кота. И выпущен художественный альбом «Кошкин дом в Эрмитаже», посвященный как экспонатам кошачьей тематики, так и четвероногим обитателям дворца.Дом-музей Эрнеста ХемингуэяЗдесь обитает более 40 котов, ведущих свою родословную от котенка по имени Сноубол (Снежок), подаренного Хемингуэю в 1935 году. У Сноубола на передних лапках было по шесть пальцев, и эта особенность передалась его потомкам, населяющим сейчас дом-музей. По словам сотрудников музея, примерно половина посетителей приезжает сюда именно для того, чтобы посмотреть на необычных котов. Но за кошачье право гулять самим по себе музей долго боролся с властями штата. Министерство сельского хозяйства требовало выполнения стандартов, разработанных для цирков и зоопарков, требовало посадить животных в клетки и грозило штрафами — по 200 долларов в день за каждого кота. Только в 2007 году шестипалых признали национальным достоянием, представляющим историческую, общественную и культурную ценность.Дом-усадьба Ивана КотляревскогоНесмотря на то что поэт с «кошачьей» фамилией никогда не считался особенным любителем кошек и его верным другом был пес Жучок, музейный двор притягивает к себе Мурок как магнитом, и сотрудники дома-усадьбы постоянно занимаются пристраиванием в хорошие руки их многочисленного потомства. В самом музее при этом всегда живет один «штатный» кот. Сейчас эту роль играет десятикилограммовый обжора Пуша. А самый знаменитый из его предшественников — кот по имени Яша, пришедший в музей в начале 1990-х и не пропускавший ни одной экскурсии.Мемориальный музей Исса КобаясиВ 2009 году в этом японском музее появился «специальный директор» (так официально звучит его должность) кот Сора. Он стал постоянным посетителем экспозиции: его хозяйка жила неподалеку и кот завел привычку самостоятельно прогуливаться до музея. Сначала он бродил вокруг, потом начал пробираться внутрь и «дежурить» в офисе и выставочных залах, а в результате получил официальное признание. Сора строго соблюдает рабочий график: является в офис музея примерно в 8 утра, после чего прогуливается по служебным помещениям и выставочным залам. Около половины шестого его рабочий день заканчивается и он отправляется к хозяйке. Если погода на улице плохая, настоящий директор музея подвозит своего четвероногого коллегу до дома.Симферопольский художественный музейДо революции здание музея было Офицерским собранием, и традиция держать здесь кошек появилась с первого же дня. Причем инициатива исходила от самих четвероногих: в 1913 году во время церемонии открытия и освящения собрания губернатор уже приготовился перерезать красную ленточку и первым войти в здание, но его опередила черная кошка. С тех пор они считаются своеобразным талисманом музея. Причем обычно они появляются здесь сами.Недавно в штат галереи была торжественно принята черная кошка по имени Муха: ей был вручен именной жетон и нарядный ошейник, подтверждающий ее статус хозяйки музея.Площадь Торре АрджентинаВ 1920-х годах на площади Торре Арджентина в Риме были обнаружены следы античного форума. Но когда археологи начали вести раскопки, из-под храмовых руин на площадь хлынули мыши и крысы. К месту раскопок немедленно был доставлен десант из нескольких десятков бродячих кошек, и почуявшие кошачий запах грызуны ушли. С тех пор на развалинах форума, ставшего музеем под открытым небом, существует кошачья колония. Сколько именно там живет кошек, точно не знает никто: число их постоянно меняется, многих «усыновляют», в том числе туристы-иностранцы, а на их месте появляются новички.С 2001 года кошки, живущие на площади, были официально признаны достопримечательностью города.Булгаковский домВ отличие от многих музейных котов, которые находят «рабочее место» сами, Бегемота для Булгаковского дома искали целенаправленно. Музей был открыт в 2004 году, и идея поселить в нем четвероногого персонажа «Мастера и Маргариты» возникла сразу же. Тогда объявили отбор кандидатов, к поискам подключилась пресса — и музей завалили фотографиями потенциальных Бегемотов.Но первый же претендент, явившийся на очный кастинг, устроил всех и по внешним данным, и по поведению. Кот немедленно забрался в футляр от пишущей машинки, после чего был безоговорочно принят на работу. В прошлом кота звали Степаном, но новое имя и новое амплуа он принял спокойно и вскоре стал самым популярным «экспонатом» музея. «Народный дворец» в ГлазгоЧерно-белая кошка Смадж (Пятнышко) начала свою музейную карьеру в 1979 году как специалист по борьбе с грызунами. Ее даже приняли в профсоюз муниципальных работников и котельщиков, выдав ей членский билет. Вскоре кошка стала одним из символов музея. В 1989 году она стала первой в истории кошкой — участницей забастовок музейных работников, затем — звездой кампании в защиту дикой природы «Руки прочь от зеленого Глазго». В 1990 году Глазго был выбран Городом европейской культуры, а Смадж официально признана Кошкой культуры-1990.В 1991 году руководство в музее сменилось и новый директор потребовал убрать кошку, несмотря на ее популярность. Смадж еще успела поработать в художественной галерее в Стерлинге и ушла из жизни в 2000 году.Музей ФилбрукВ музее Филбрука кошки выполняли обязанности садовых охотников, контролируя немаленькую территорию — 23 акра музейного сада. Но в июле 2011 года в их карьере произошел неожиданный поворот. Кот Асер и кошка Перилья по совместительству были назначены еще и видеооператорами. На их ошейниках укрепили небольшие видеокамеры, записывающие до четырех часов звука и видео. И выяснилось, что мир, каким его видят кошки, сильно отличается от того, который наблюдают люди: даже старым сотрудникам музея не всегда удается сразу узнать места сада, в которых проходила съемка.Отснятое котами видео монтируется и выкладывается на страницах музея в социальных сетях и на YouTube. Кошки очень быстро стали звездами интернет-ресурсов: отснятые ими ролики пользуются популярностью и вызывают шквал комментариев и перепостов.