Дети, чьи вы будете?

Преступность среди несовершеннолетних в общей массе уголовных дел растет.

5 дек. 1996 Электронная версия газеты "Владивосток" №34 от 5 дек. 1996
“Авторитеты” могут не беспокоиться - смена есть

По центральной улице Арсеньева, в обнимку и раскачиваясь, старательно изображая из себя взрослую пьянь, шествуют трое молодцев лет 5-6. В руках одного из них 1000-рублевая купюра, которой он тычет мне в живот:

- Дядь, добавь, а?

Другой тем временем прицеливается отщипнуть кусочек от булки, что несет проходящая мимо женщина. Эти малыши живут в соседних малосемейках, каждый второй в таких домах - безотцовщина. Пьяный кураж мамкиных друзей сопровождает всю их еще недолгую жизнь. Во что им еще играть?

И мне вспоминается их ровесник Костя, ставший легендой в милицейских службах Приморья. Вот в таком же возрасте он “взял” универмаг в Анучино, напугав продавцов игрушечным пистолетом и отрезав им всякие пути к сопротивлению словами: “Всех поубиваю!”. Мастерски очистил сумку водителя пассажирского автобуса. “Увел” приглянувшийся велосипед, разжалобив его хозяина-дачника байками о своем несчастном бытии. К 8 годам, когда определили-таки Костеньку в Дом детства, таких “эпизодов” у него было не счесть. Родившись в Шмаковке, постоянно сбегал от своей загульной мамки, живущей с какими попало дяденьками, и воровал в Анучино, Арсеньеве. Наезжал, став запанибрата с водителями междугородных автобусов, в Спасск и во Владивосток. Но и в детдоме потягивало Костю к чужому добру да к улице. Надоело взрослым - отправили его в детское спецучреждение. Может, одумается, закончится на том Костя-легенда? А может, всплывет в миру уже взрослым “авторитетом”?

Примерно по такому же сценарию начинается жизнь 11-летней Тани Т. В марте на железнодорожном вокзале она “извлекает” из кармана мужчины кошелек с 600 тысячами рублей. Вскоре умудряется украсть кошелек с миллионом рублей - где бы вы думали? В ГАИ, из сумки одной из соискательниц водительских удостоверений. А недавно от ловких рук пострадала старушка. Получила она на почте, где выслеживала Таня очередную жертву, свою и дедову пенсии да в карман плаща пристроила. Но через несколько минут они перекочевали к нашей юной героине.

- Похоже, у девочки - клептомания, - говорит лейтенант милиции Ольга Кузьмина, - надо обследовать. Но вообще-то она развита и, судя по школьной характеристике, может учиться даже на “4” и “5”. Однако растет в неблагополучной семье, где только мать, да и та не работает, пьянствует...

Но все же безусловный рекордсмен среди малолеток, прошедших в этом году по арсеньевскому суду и следствию, - Саша Б., облюбовавший для своей “работы” центральный регион Приморья. Только в Арсеньеве за неполные 2 месяца он совершил 13 краж. Да каких - чуть ли не каждая миллионами исчисляется. И если Таня Т. специализируется на карманных кражах, то у Саши, при том же ремесле, специфика посолиднее. Он - “форточник”. В 60-х годах российский уголовный мир потрясала задушевная песенка о любви вора и респектабельной дамы, и в ней были такие слова: “Но я, как стекольщик, в окно осторожно умел проносить свой багаж...” Тот парень сегодня порадовался бы - есть у него достойные наследники. В милицейских протоколах фигурирует один и тот же способ сашиных хищений - “через окно”. Но если 11-летняя Таня продолжает пользоваться законной льготой (уголовная ответственность наступает лишь с 14 лет), то лишенный этой привилегии 15-летний Саша отправился-таки в свою первую “ходку”.

Ну а теперь немного статистики.

Усиливается преступность в среде младшеклассников. Число осужденных подростков, приговоренных к реальной мере наказания, т. е. отправленных в колонии для отбывания установленного срока, только за последний год увеличилось почти в 2 раза.

Стоящих на наркологическом учете стало в полтора раза больше. За различные правонарушения и по другим основаниям в подразделения городской милиции за минувшие месяцы 1996 года было доставлено 472 подростка - против 286 за сравниваемый период прошлого года.

Криминализация подростковой среды почти равна уссурийской, а ведь население Уссурийска в 3 раза превышает арсеньевское. Попытаемся разобраться в корнях этого явления, характерного сегодня не только для Арсеньева, но и, к примеру, для Дальнегорска и Кавалеровского района.

Безработицы отголосица

Пример Арсеньева может стать показательным. Безработица сильнее других в нашем крае терзает этот город: только официально зарегистрированных безработных здесь 13 с лишним процентов от всего населения. Нет города в Приморье, который был бы столь нищим, как Арсеньев, где, случается, чуть ли не по году не получают зарплату “живыми” деньгами. Где оголодал не только безработный, но и врач, учитель, заводчанин и коммунальщик, муниципальный служащий.

Сегодня здесь воруют не только взрослые, но и дети. До 80 процентов подростков, совершивших преступления, попались на кражах чужого имущества.

Но если в нормальных семьях родители стараются оградить детей от гнетущего душу бытия, то в неблагополучных - полная свобода. Живи хоть на чердаке, хоть в подвале, хоть на вокзале. Мамы постоянно “выходят замуж”, а разве ребенок нужен приживале-собутыльнику? И вот что ни ходок в зону, то безотцовщина, через одного - из малосемейки. Эти человеческие муравейники все больше наполняются людьми городского дна, меняющими нормальные квартиры на трущобы ради денег, спускаемых на спиртное.

Пожалуй, весь “цвет” этого арсеньевского Гарлема представлен в недавно осужденном за воровство 15-летнем “Адикале” - Вове Ф. Образование - 1 класс. На учете - с 1991 года. 11 раз по его “эпизодам” выносились отказные постановления в связи с недостижением возраста уголовной ответственности. Водка, токсикомания. Бродяжничество - аж до самой до Москвы умудрился добраться. 2 старшие сестры судимы. Всего в семье 5 детей, и Вова кое-что приносил домой, где его не обременяли вопросом “откуда?”.

В этой среде малыши очень быстро набирают криминальный опыт как в организации воровского дела, так и по уходу от суда. Они прекрасно усваивают, что до 14 лет колония им не грозит. Лезут в карман и в окно. Через забор. Тусуются в местах скопления народа, в том числе и на рынках. “Взяв”, например, кошелек, наиболее ушлые никогда не выйдут с ним из толпы - выпотрошенный незаметно сбросят тут же. Кошелек - улика, а деньги - они же не меченые. Однако после 14, после наступления возраста уголовной ответственности, многие из этих ушлых переходят на “руководящую работу”, командуя младшими подельниками. Еще не нюхнув запаха колонии, становятся эдакими “паханами” малолеток.

Но среди осужденных попадаются и подростки из внешне благополучных семей, где имеются и “видики”, и полные холодильники продуктов. Где разово могут отвалить на карманные расходы аж 50 тысяч рублей. Один такой, Женя Т., установил недавно своеобразный рекорд квартирных краж, похитив за один раз наличку в 94 млн. рублей. Пока взяли - половину успел промотать. Как сообщил оперуполномоченный отделения угро Игорь Орлов, Женя в возрасте “отказника” и ранее промышлял на этой ниве весьма успешно. Деньги тратит на свое “хобби” - он токсикоман.

Многие профессионалы считают растущее число таких детей в обеспеченных семьях следствием пропаганды культа материальных ценностей. Главным образом - через телевидение: газет, разумеется, они не читают. Наркомания, бандитизм, насилие... - это на телеэкранах в каждом втором фильме. Да еще “видики”, с их ну оч-чень красивой жизнью.

Как ни странно, но и появление юного правонарушителя в семьях с достатком тоже связано с нарастающей безработицей. Ведь кто в коммерсантах? Бывший заводчанин и строитель, который “крутится” теперь в своей перекупке денно и нощно, зачастую бесплодно, ибо клиент его совсем обезденежел. А дети предоставлены самим себе. Около 2 тысяч арсеньевских мужчин ушли в море и на железнодорожные рефрижераторы, в контрактники. Можно представить себе, сколько и по этой причине прибавилось в городе безотцовщины.

И в малосемейках, и в квартирах с бронированными дверями появляется все больше подростков, которых воровство уже не устраивает. Малолетки переходят к бандитским действиям, идут на грабеж. 2 месяца назад группу из трех восьмиклассниц и одного 15-летнего школьника судили за изнасилование 14-летней девочки. Краевой суд приговор первой инстанции оставил в силе, теперь слово за Верховным судом, куда обратились родители осужденных. В этом деле поражает, что разборки девиц с пострадавшей шли около часа на виду многочисленного собрания из ее же школы - в коридорах и туалете. И закончились в подвале рядом стоящей многоэтажки актом насилия в присутствии той же, лишь слегка поредевшей, публики.

Характер преступлений в подростковой среде становится все более дерзким. Действия - скоординированнее. Подростки все заметнее сбиваются в преступные группы. Одна из них даже умудрилась снять комнату в малосемейке, куда сносилось все украденное и где устраивались вечеринки. Арсеньевская статистика, к сожалению, ничего не говорит о детской проституции, но что ее ряды множатся - несомненно. В городе даже появилось так называемое “золотое кольцо” в районах автобусных остановок на центральных улицах. Здесь, со слов знатоков, в теплое время года запросто можно выбрать юную путану любой внешности и стоимости.

Нам милиция поможет?

В Арсеньеве, Находке и Дальнегорске проводится эксперимент по внедрению новой системы охраны общественного порядка. Суть его в круглосуточном патрулировании нарядами милиции жилых кварталов. В эту систему вошло и подразделение по работе с несовершеннолетними - ПППН ГОВД, которым руководит майор милиции Сергей Туманцев. Побывав здесь несколько раз, я убедился в том, насколько плотно заняты его сотрудники своим делом, пытаясь удержать ситуацию под контролем. Это посещения и собеседования с поставленными на учет, профилактические рейды “Подросток”. Но по большому счету это лишь терапевтическое вмешательство в ход серьезнейшей болезни, поразившей задыхающийся от безработицы город. Столь велики ее метастазы в социальном организме Арсеньева, что милиция может лишь подлечивать его при удачном стечении обстоятельств да круглосуточной работой. Но излечить не в силах. Здесь не помогут ни крутые милицейские меры, ни жесткие приговоры суда. И, кстати, в суде мудро подходят к вынесению решений по несовершеннолетним, поним

ая, что места лишения свободы для них - школа уголовного опыта. Идя в русле закона, стараются при наказании таких подсудимых и соблюсти принцип его неотвратимости, и дать шанс оступившемуся подростку задуматься над истинным смыслом жизни.

Искоренить преступность невозможно в принципе. “Ищущий” в этом отношении человек всегда найдет свое “дело” и в более-менее экономически благополучной Находке, и в почти разрушенных Арсеньеве и Дальнегорске. Нисколько не оправдывая преступника, надо иметь в виду простую логику его поведения. Власть, бессильная, неспособная дать людям работу и вознаграждение за нее, власть, нередко преступная, перестает быть для человека авторитетной. Она сама, эта власть, нарушает простой человеческий закон ежедневно. Для человека нравственного такая жизнь - мучительна. Для безнравственного же она естественна. Это то, что мы сегодня имеем.

Автор: Виктор ДЕБЕЛОВ, Валентин ТРУХАНЕНКО (фото), “Владивосток”