Юля, Наташа, дьявол…
Традицию воспитания публики возобновляет театр ТОФ
ТЕАТР Тихоокеанского флота, возрождающийся к активной творческой жизни после долгого пребывания в состоянии «ожидания приговора» от сердюковских менеджеров в погонах, решил вернуть свои лучшие традиции. В том числе актерские читки, которые так пришлись по сердцу публике несколько лет назад. Кому нужна такая душа…Что такое актерская читка? Это один из приемов, используемых в «Лаборатории современной пьесы». Выбирается пьеса современного автора, желательно еще не воплощавшаяся в жизнь на сцене. Режиссер и актеры работают с пьесой буквально два-три дня и потом показывают зрителям эдакие наметки будущего спектакля, эскиз. На просмотр приглашают публику, готовую к экспериментам, а после просмотра начинается обсуждение пьесы, ее решения, идей, которые в свое произведение вложил автор…Когда театр ТОФ несколько лет назад устроил актерскую читку пьесы Мартина Макдонаха «Сиротливый Запад», это стало большим событием в культурной жизни Владивостока. Эти творческие мероприятия должны были стать регулярными, но…И вот на днях главный режиссер театра ТОФ Станислав Мальцев пригласил студентов академии искусств, студентов-филологов, журналистов и постоянных зрителей театра ТОФ на новую актерскую читку. В этот раз выбрали пьесу Германа Грекова и Юрия Муравицкого «Необыкновенные приключения Юли и Наташи». Это история с мистическим налетом, полная сарказма, злой иронии и, увы, реалий современных – абсолютно узнаваемых, привычных… Две 18-летние подружки Юля (актриса Александра Пряха) и Наташа (Елена Ромашкина) – словно вытащенные из программы вроде «Дома-2» – мечтают стать «богатыми и знаменитыми». Причем желательно просто так. И решают продать душу дьяволу, дабы добиться желаемого. На пути своем девицы встретят немало необычных людей: нотариуса Михаила Ефимовича (актер Сергей Кашуцкий) – слишком загадочного для простого старичка; весьма странного мальчика (Денис Фить); следователя и капитана милиции – циничных и невероятно узнаваемых сотрудников полиции (Сергей Гончаров и Сергей Костромин). Также узнаваема и даже почти типична мама Юли (актриса Елена Удатова). Чего только стоит ее реакция на болезнь дочери: «Если тошнит – или беременная, или под наркотиками!»… Узнаваемо, да? Юля и Наташа – как и многие, увы, наши современники – плохо знакомы с религией и сутью веры, что-то там слышали про дьявола и в целом сомневаются в наличии души как таковой. Но тем не менее иного выхода для себя не видят. И, решив продать душу, совершают несколько по-настоящему мерзких поступков. От глупости, от неразвитости духовной, от легкомыслия… Без мата и не разберешьВстречают ли Юля и Наташа настоящего дьявола или просто с ними сыграла шутку жизнь; актуальны ли героини и события, с ними происходящие; бывают ли в жизни такие герои; уместен ли в этом спектакле мат (а одно из действий пьесы почти полностью играется только матом) – об этом и многом другом после показа стали спорить зрители… Ради этого спора, ради обсуждения, в котором, следует заметить, наравне с публикой принимали участие и актеры театра ТОФ, и сам режиссер, все и затевалось. Воспринимать современную драматургию, тем более такую – остросоциальную – непросто, к этому нужно быть готовым. – Работать с современной пьесой одновременно и легко, и сложно, – говорит Станислав Мальцев. – Как правило, их почти никто не ставит, а значит – не наработаны так называемые приемы и подходы к авторам, еще не заштампованы герои, поэтому и режиссер, и актеры могут позволить себе свое прочтение, творческий поиск. С другой стороны, в такой постановке нам сложнее понять, удалось ли передать авторские идеи, расставить точные акценты.Актерские читки театр ТОФ намерен продолжить. Зрителя вообще ожидает множество приятных сюрпризов от театра, получившего в год своего 80-летия еще раз шанс на счастливую творческую жизнь: в конце апреля – премьера на большой сцене, в начале мая – еще одна актерская читка, для которой именно сейчас выбирают пьесу.
Автор:
Любовь БЕРЧАНСКАЯ