Славянка меняет море на деньги

Владивостокский бизнес зазывают развивать инфраструктуру жемчужины Приморья

14 июль 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2762 от 14 июль 2010
cee1022357688ecf2fde183a282ae1f1.jpg Владивостокский бизнес зазывают развивать инфраструктуру жемчужины ПриморьяКто не наслышан про хрустальное море, прекрасные пляжи, заповедные леса и прочие прелести южного Приморья? Летом в Хасанском районе легко можно увидеть автомобили не только с привычными приморскими, но и хабаровскими, амурскими, якутскими и так далее номерами. Население района в период сезонного туристического бума увеличивается в несколько раз!Стратегия поселкового масштабаВсе это с точки зрения экономики называется активами, которые при умелом подходе могут приносить неплохие деньги не только бизнесу, но и местному бюджету, не говоря уже о том, что в индустрии отдыха может быть активно задействовано местное население.Именно в это благодатное место на выездное заседание членов регионального бизнес-клуба «Диалоги», созданного PR-агентством «Бабич и партнеры», пригласил глава администрации Славянского городского поселения Андрей Юрченко. И встретили славянцы владивостокских гостей не общими, как это обычно принято, разговорами «о потенциале и перспективах», а редким для приморской глубинки документом под броским названием «Стратегический план развития».Как пояснил глава поселения, заказывая серьезным международным институтам данное исследование, местные власти не стремились отразить исключительно положительные стороны социально-экономической ситуации в Славянке. Также нужно было узнать и откровенно слабые места, причем даже те, которые могут стать тормозом развития поселка в перспективе.СРЗ ждет с моря погодыНапример, градообразующее предприятие Славянки – судоремонтный завод (СРЗ). Казалось бы, живи и радуйся, что такая махина у тебя в поселке работает. Как-никак, а две тысячи славянцев работой обеспечены. Правда, проектная мощность предприятия – шесть тысяч человек. Местные власти, конечно, рады, особенно в свете последних решений федеральной власти по созданию кораблестроительных и судоремонтных корпораций. Но пока эти планы остаются всего лишь красивыми планами, а предприятие (кстати, один из немногих оставшихся на Дальнем Востоке СРЗ) вынуждено буквально выцарапывать себе заказы, ожидая дальнейшего ужесточения работы.Еще пару лет назад СРЗ неплохо «подрабатывал» в качестве порта, через который шел поток бэушных японских автомобилей. Сегодня, как вы понимаете, никакого потока, а значит, и заработка, а значит, и налогов, увы, нет. Решило предприятие расширить мощности по перевалке экспортируемого леса, а тут новые ограничения, и вновь опустели причалы. Причем контрабандный лес по-прежнему идет «за бугор» мощным потоком, а законопослушные предприятия лишились солидной части своих доходов.Трудно предприятию конкурировать и с китайскими и корейскими СРЗ. Региональные энерготарифы и налоговая политика государства все еще не дают возможности нашим судоремонтникам предлагать более выигрышные цены на свои услуги. Хотя Славянский СРЗ способен выполнить весь спектр работ по ремонту судов. В том числе и уникальных – только здесь способны ремонтировать ледоколы.Все эти факты говорят о том, что СРЗ может как стать локомотивом роста Славянки, так и превратиться со временем в серьезную головную боль властей. К сожалению, тут многое зависит от федеральных властей. Все эти риски и перспективы учтены в стратегическом плане.Зимой и летом - деньги одним цветомОсобую ставку славянцы делают на развитие туризма. Эта отрасль экономики становится для посел-ка одной из главных. Однако пока о сколь-либо равномерном развитии здесь говорить не приходит-ся. Эпоха простого дикого туризма и простого выкачивания денег из карманов заезжих гостей ухо-дит в прошлое, и поселку сегодня приходится задумываться о том, чтобы рекреация стала серьезным подспорьем и в наполнении бюджета, и в обеспечении занятости населения.Одну из главных задач власти Славянки видят в том, чтобы сделать поток туристов круглогодичным. Теплое море и многокилометровые песчаные пляжи, конечно, главный туристический актив поселка, но славянцам есть что предложить отдыхающим весной, осенью и в зимние месяцы. Вокруг Славянки сегодня работает более 20 баз отдыха, но все они работают исключительно в теплое время года. Власти поселка сегодня в партнерстве с бизнесом пытаются придумать, как бы активнее задействовать их в организации круглогодичного отдыха.Красиво, но скучноватоТакже власти серьезно проанализировали проблемы собственно славянцев. Поразительно, но у жителей поселка, еще несколько лет назад страдающих от холодных батарей и прочих коммунальных бед, сегодня на первом месте стоят проблемы… экологии. То есть люди реально понимают, что значат для поселка чистый воздух, вода и незагаженные леса. Кстати, под Славянкой небезуспешно развивается марикультура, а гребешок, мидия, трепанг и прочая живность, как вы понимаете, просто не терпят грязной воды.Серьезной проблемой для поселка является развитие инфраструктуры жизнедеятельности. Магазины на каждом углу – это, конечно, хорошо, но, по признанию славянцев, жить в поселке им скучновато. Особенно на это дело жалуется молодежь. Это, а также отсутствие значимых перспектив заставляет почти половину жителей задумываться о том, чтобы уехать из поселка. 55 процентов молодых также спят и видят себя жителями Владивостока и других больших городов. Тут на значимое место выходят объекты досуга и культуры, которые нужно как можно быстрее открывать. И, естественно, молодежи нужно обеспечить стабильную работу и перспективы роста.Рубли или доллары?В Славянке понимают, что решение всех вышеперечисленных проблем поселка, а также работа на перспективу невозможны без солидных инвестиций, которые может дать прежде всего бизнес Владивостока. Именно для этого на южное побережье края и пригласили представительную делегацию деловых людей из бизнес-клуба «Диалоги».Кстати, среди гостей выделялся бизнесмен из США, который откровенно признался, что у заокеанского бизнеса есть серьезные намерения освоить эти благодатные места. Правда, добавил он, если до них это не успеют сделать русские предприниматели.