На подмостках судьбы

Заслуженный артист России Александр Запорожец служит театральной сцене около 40 лет. На его знания, опыт, профессионализм опирается художественный руководитель театра Ефим Звеняцкий.

4 июнь 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2540 от 4 июнь 2009
55a7f8263d43427b0e336fcaa390d575.jpg


Заслуженный артист России Александр Запорожец служит театральной сцене около 40 лет. На его знания, опыт, профессионализм опирается художественный руководитель театра Ефим Звеняцкий.

Не было ни одного сезона, который не принёс бы новой яркой роли. Старые мхатовцы говаривали, что хороший артист отличается от плохого количеством штампов: у хорошего их в разы больше. Если говорить о штампах Александра Ивановича – это математически выверенный точный анализ любого материала, это филигранная отделка роли, это абсолютно понятное зрителю постижение характера. Если судить по меркам старого театра с его чёткой системой амплуа, то Александр Запорожец – острохарактерный актёр. Но при всей остроте он редко прибегает к возможностям грима, предпочитая внутреннее, а не только внешнее перевоплощение.

Вот лишь некоторые, наиболее яркие роли актёра: человек-компьютер Прибытков из «Последней жертвы» Островского, мягкий, ироничный Арье Лейб, неуловимо напоминающий Бабеля, из мюзикла «Биндюжник и Король», грустный наивный мясник Лейзер из «Поминальной молитвы», язвительный неудобный Шабельский из «Месяца в деревне», добрый неудачник, много понимающий Сарафанов из «Старшего сына».

Уж сколько видено-перевидено нелепой пары помещиков, городских сплетников Бобчинского и Добчинского из гоголевского «Ревизора». И вдруг - абсолютное откровение в премьере театра «Инкогнито из Петербурга». Нет, эта пара не близнецы-братья, не добродушные торопыги, не везде сующие свои носы прохиндеи (это всё было-было). Появляется нелепая пара Пат и Паташон - Борис Белебезьев и Александр Запорожец. Бобчинский Запорожца едва достигает подмышки Добчинского. Он постоянно раздражён не только на своего друга-врага Добчинского, но и на весь мир. Себя, безусловно, считает центром этого мира. Отсюда его истерическое «Не перебивайте!».

Кроме работы в театре Александр Иванович занимается преподавательской деятельностью. Он декан театрального факультета Дальневосточной академии искусств, он – мастер курса. За его плечами семь актёрских выпусков. Что такое набрать ничего не умеющих мальчиков и девочек, изо дня в день четыре года лепить из них артистов – наверное, понимают только театральные люди.

- Театр - это жизнь, а от академии я бы не отказался никогда, - говорит Александр Запорожец.

Кстати, на курсе сейчас работают два Запорожца: один – сам мэтр, а второй - молодой, быстро набирающий силу и профессиональное мастерство на сцене Валентин Александрович Запорожец. Слава богу, никто не может сказать, что сын получает роли благодаря папе. Да, получить роль «по блату» можно, а вот хорошо сыграть «по блату» нельзя.