Старики и пьяницы, держитесь за квартиры

Жила-была в Москве в уютной благоустроенной квартире пенсионерка Евдокия Назаровна. Больно ударила ее судьба: погиб единственный сын. Осталась внучка Ирочка. Стала воспитывать ее бабушка в любви и нежности. Ирочка выросла, вышла замуж и уехала жить во Владивосток. А бабушка осталась в Москве. В прошлом году выяснилось, что она неизлечимо больна. Несмотря на то, что Ира была на последнем месяце беременности, она с мужем вылетает в столицу. 3 месяца муж с женой (Ира отлучалась только на роды) уговаривали Евдокию Назаровну переехать к ним - на их заботу и попечение, во Владивосток. Но не хотелось старушке на старости лет куда-то переезжать. А квартиру она и так Ире завещала. Но Ире нужна была дарственная, и прямо сейчас.

19 нояб. 1996 Электронная версия газеты "Владивосток" №24 от 19 нояб. 1996

Жила-была в Москве в уютной благоустроенной квартире пенсионерка Евдокия Назаровна. Больно ударила ее судьба: погиб единственный сын. Осталась внучка Ирочка. Стала воспитывать ее бабушка в любви и нежности. Ирочка выросла, вышла замуж и уехала жить во Владивосток. А бабушка осталась в Москве. В прошлом году выяснилось, что она неизлечимо больна. Несмотря на то, что Ира была на последнем месяце беременности, она с мужем вылетает в столицу. 3 месяца муж с женой (Ира отлучалась только на роды) уговаривали Евдокию Назаровну переехать к ним - на их заботу и попечение, во Владивосток. Но не хотелось старушке на старости лет куда-то переезжать. А квартиру она и так Ире завещала. Но Ире нужна была дарственная, и прямо сейчас. В ход пошел последний аргумент: почему бы не проведать во Владивостоке родную сестру? В общем, бабушку уговорили. Перевезли сюда. Тем временем оформили документы и квартиру в Москве продали. Получив желанную сумму, Ира купила квартиру здесь. А потом, под предлогом затевающегося ремонта, отправила старушку к 74-летней одинокой сестре-инвалиду. Перевезли якобы недельки на две, но с тех пор бабушка своей внучки не видела. Жизнь двух далеко уже не молодых сестер превратилась в кошмар: где взять сил ухаживать за больной? Сейчас Марине Назаровне удалось пристроить сестру в дом престарелых. При расставании Евдокия Назаровна плакала: “Как долго я тебя мучила, сестра...” Вот такая житейская история.

Ирочка же спокойно живет в новой квартире. Заявление пострадавшей разбирается в прокуратуре Ленинского района, но Ира по повесткам ни разу не явилась. Дело не уголовное, принудительный привод не оформишь. Точно можно сказать одно: если все документы были оформлены правильно, то судить внучку можно только судом совести. А это нынче дело пустое.

Само время ясно дает понять: не верь никому, кроме себя... Но, вопреки всему, верят. И доказательством тому - десятки заявлений в судах и прокуратурах. Увы, нередко совсем безнадежных.

Двоюродный внук пенсионерки В. (1917 года рождения) произвел с ней родственный обмен. Затем выставил ее из одной квартиры, а в другую не пустил. Такой обмен получился - по-родственному. К тому же пока бабушка по судам ходила, он ее квартиру продал. А новые владельцы продали ее еще раз. Сейчас дело разбирается в суде. Но доживет ли старуха до его разрешения?

Конечно, особый всплеск квартирных мошенничеств пришелся на период первых шагов приватизации жилья. Но и сейчас в категорию обманутых стабильно продолжают попадать помимо пенсионеров психически больные люди, алкоголики и несовершеннолетние. Пьяниц, правда, стали меньше обманывать. По очень простой причине: все, что можно, продано и пропито.

Кстати, по своей беспечности старики и алкоголики удивительно похожи: и те, и другие не глядя подписывают все, что им дадут. Последующие объяснения пострадавших в прокуратуре до боли похожи друг на друга: “Ой, милый, такой хороший человек был. Неделю в гости ходил, чай пил. Как звали его? Петя-Вася. Фамилия? Не знаю, в паспорт не заглядывала. А документ, что подписывала? Нет, не читала - я ж плохо вижу”.

Порой пострадавшим в квартирной сделке может оказаться и покупатель, например, когда продает свою квартиру психически больной. А потом передумывает. Суд будет на стороне больного.

Впрочем, гораздо чаще психически больные сами становятся жертвами квартирных мошенников. И здесь нередко дело пахнет криминалом.

Так что же делать, чтобы не быть обманутым?

- Во-первых, запомните простую вещь,- говорит Татьяна Максименко, старший помощник прокурора Ленинского района,- доверять на все сто можно только себе. Собираясь продать или купить квартиру, обращайтесь в известные фирмы с хорошей репутацией. Избегайте посредников с улицы. Ведь если все документы правильно оформлены, то как потом ни плачься, суд ничем помочь не сможет. Пенсионерам стоит запомнить несколько вещей: дарственная предполагает безвозмездное дарение. Все, что вам обещают, остается только на словах. А вот в договоре о купле-продаже оговаривается пожизненное содержание продавца. Здесь можете оговорить все, вплоть до мелочей. Например, кто будет ходить за вашими покупками. И еще информация для всех: часто при покупке в документах намеренно занижается сумма, за квартиру заплаченная. Но если сделка признается недействительной, то возвращается именно та сумма, которая оговорена в документах...

Автор: Татьяна Нагорная, “Владивосток”