И в небе мысли о земле

На высоте 1400 метров вдруг отказал двигатель вертолета, чуть позже - второй. На борту - тяжелобольные и врачи, а внизу - море и гористая лесная местность. Командир экипажа, зажав себя в кулак, пошел на снижение к небольшому песчаному урезу залива. И только после посадки пришло осознание того, в какой опасности находились люди. “За личное мужество” - таким орденом награжден командир экипажа Кондратов, совершавший санитарный рейс из бухты Ольга во Владивосток.

15 нояб. 1996 Электронная версия газеты "Владивосток" №22 от 15 нояб. 1996

На высоте 1400 метров вдруг отказал двигатель вертолета, чуть позже - второй. На борту - тяжелобольные и врачи, а внизу - море и гористая лесная местность. Командир экипажа, зажав себя в кулак, пошел на снижение к небольшому песчаному урезу залива. И только после посадки пришло осознание того, в какой опасности находились люди. “За личное мужество” - таким орденом награжден командир экипажа Кондратов, совершавший санитарный рейс из бухты Ольга во Владивосток.

А когда в районе 53-го километра рванули из-под земли складированные боеприпасы ТОФ, первыми поднялись в небо экипажи вертолетов “Ми-8” Григорьева, Аксенова, Малинко, чтобы определить сложность обстановки, оценить возможность ликвидации вспыхнувшего пожара. Кружились над горящим заревом, похожим на ад, - не ради государственных наград. Просто это их земля, они здесь живут и служат.

Яркие страницы, бесспорно, украшают историю любого коллектива, в том числе и вертолетного подразделения в Новонежино. Но назначение подразделения - вести ежедневную, необходимую работу, предусмотренную воинским уставом и условиями жизни.

С уставом не поспоришь

Да, не допускает он вольных отступлений даже от своих запятых и точек. И если намечен плановый полет - с почтой ли, продовольствием для воинских частей - его нужно выполнить. А то, что министерство не платит вовремя денег - это, брат, потом обсудим. Помимо плановых полетов, как правило, в труднодоступные места, поддающиеся только вертолетам, экипажи выполняют и гражданские рейсы - санитарные, спасательные. Дежурная служба круглосуточна, летчики и аэромашины - в полной боевой готовности, способны в считанные минуты после команды “на взлет” подняться в небо. Для того и существует подразделение, чтобы летать и выполнять боевые задачи.

- Вертолетчик начинается с исполнения мечты, - утверждает заместитель командира части Василий Гайченя. - Поступить в училище могут только настоящие ребята, годные по состоянию здоровья, способные покорять высоту, чувствовать небо. Если этого чувства не дано, то сколько профессии ни учи... Летчик - это постоянные теоретические занятия, пополнение знаний, это длительные часы физподготовки на стадионе, спортплощадках, теннисном корте, спортзале. И, конечно, обязательные прыжки с парашютом.

Залог успеха выполнения экипажем боевой задачи - в его стабильности, сработанности и, что очень важно, совместимости в психологическом плане. Эта характеристика полностью соответствует экипажам Высоцкого, Могина, Путятина, Смирнова, Кизилова и другим, наработавшим в небе Приморья большой летный стаж.

Но какой бы ни был длительный полет, он заканчивается, и вертолетчики возвращаются на земную исходную.

Не жизнь - сплошные условияВ основном летчики живут с подселением - то есть по 2-3 семьи в одной квартире. Новая коммуналка в старом стиле. Очевидно, женам летчиков в таких условиях требуется и стабильности и совместимости не меньше, чем мужьям - членам экипажа, находящимся в полете. Трудно сказать, лучше ли живется семьям в отдельных квартирах в двухэтажных домах постройки 30-х годов, со всеми санудобствами... в конце двора. Проблему жилья не решают и построенные в последние годы 3 пятиэтажных дома.

- Острота жилищного вопроса в гарнизоне была бы снята на 80-85 процентов, - говорит Василий Гайченя, - если бы офицеры, выйдя на законную пенсию, могли в соответствии с правительственным постановлением получить или купить жилье в российских городах. Но, увы, этого нет, и сегодня более 100 квартир в гарнизоне занимают семьи офицеров запаса. А ведь надо учесть, что на пенсию они уходят молодыми - в 45 лет. И у некоторых лет за 5 до увольнения паническое настроение: где и как дальше жить и работать?

Кто устраивается в гарнизоне на гражданские должности, кто находит занятие в других селах. Одни не скрывают тоски по городам, где жили раньше, и клянут “убогий уголок” Новонежино. Другие свыклись с сельским бытом, занялись пчеловодством, фермерским хозяйством. Кстати, под руководством начальника физподготовки Игоря Мальцева в гарнизоне создано несколько групп подростков, занимающихся классической и вольной борьбой, рукопашным боем, парашютным спортом.

- Значит, будет достойная смена, будущее вертолетной авиации. Я понимаю, неурядицы сегодняшней жизни нельзя компенсировать красотами новонежинской природы, и все же...

- Действительно, дальневосточная тайга по своему богатству и разнообразию превосходит многие замечательные места России. И мы по традиции в День авиации, в июле, выезжаем все вместе на отдых к реке Суходол. И все же в психологическом плане для 20-летних парней, прибывших в скромный гарнизон после окончания училища и жизни в больших городах, испытание тишиной сельской жизни становится трудным, особенно для их молодых жен. Тем более если нет ни жилья, ни работы для женщин. А поездки во Владивосток - явно не по карману.

- И, увы, любовь городской девочки к курсанту в красивой форме летчика разбивается о быт?

- Случается и такое...

- Не удерживает даже то, что “летчик высоко летает, много денег получает”?

- У молодого лейтенанта средняя заработная плата - 600 тысяч рублей. И это при потребительской корзине, превышающей 700 тысяч. Труд авиатора, сложный, рискованный, ценится, к сожалению, намного ниже высоты его полета и ответственности. Задолженность по заработной плате погашена только за июль.

И все же, несмотря на все финансовые и жизненные неурядицы вертолетчиков, техперсонала, служащих гарнизона, Новонежино не производит впечатление унылого села. Прекрасно заасфальтирована центральная дорога, чистые улицы, аккуратные дома. Нет в гарнизоне боязни, зажимающей в тиски страха многие города, что предстоящая зима беспрепятственно войдет в квартиры. Котельные, теплосети, системы водоснабжения отремонтированы, запасов топлива достаточно на весь отопительный сезон. А самое бесценное - это чистый таежный воздух, щедрость леса и реки.

Да и подвиги вертолетчиков не зависят от денежных, бытовых неудобств и времени года. Во время летних ливней они спасают ребят с пятачка земли, омытого разбушевавшейся рекой. Зимой кружат над океаном в поисках потерявшихся рыбаков, спускаются на оторванную льдину. Они называют это повседневной работой...

Автор: Нина КОЛЕСНИЧЕНКО, “Владивосток”