Елена Драпеко: Лиза Бричкина - это моя судьба!
35 лет назад на экраны страны вышла одна из самых пронзительных картин о войне «А зори здесь тихие…» Есть фильмы, ставшие знаковым событием в какой-то отрезок времени. Их смотрят, ими восторгаются, а потом тихо забывают. А есть поистине народные картины,
35 лет назад на экраны страны вышла одна из самых пронзительных картин о войне «А зори здесь тихие…» Есть фильмы, ставшие знаковым событием в какой-то отрезок времени. Их смотрят, ими восторгаются, а потом тихо забывают. А есть поистине народные картины, которые смотрят представители разных поколений. И каждый всегда находит в них что-то свое, душевное. Это в полной мере относится к фильму-легенде «А зори здесь тихие».
Кажется, ну чем этот фильм мог приворожить миллионы россиян? Закрученным сюжетом? Нет. Современные блокбастеры по этой части дадут «Зорям» фору. Дело совсем в другом - в огромном нравственном влиянии и на зрителей, и на самих актеров. Елена Драпеко, воплотившая на экране образ простой деревенской девчонки Лизы Бричкиной, считает, что именно этот фильм перевернул жизнь и определил всю ее дальнейшую судьбу. Ни больше, ни меньше. Об этом известная актриса, депутат Государственной думы беседует с нашим корреспондентом.
- Елена Григорьевна, вам, горожанке, пришлось играть деревенскую девчонку с «окающим» северным говором. И вы справились блестяще. Как вам это удалось?
- Честно говоря, относительно меня у режиссеров сомнения были серьезные. Эту роль у меня сначала отобрали, мол, я - не тот типаж. В сценарии Лиза – румяная, бойкая деваха: кровь с молоком, грудь… колесом! А я была тогда хрупкой второкурсницей, не от мира сего немного. Кровь с молоком у меня была, а внутреннего задора и крестьянской хватки не доставало. Я занималась балетом, играла на скрипке. Наверное, поэтому, отсмотрев первые кадры, авторы дали мне от ворот поворот.
- Как же так получилось, что вас снова утвердили на эту роль?
- Спасла меня жена режиссера Ростоцкого. Внимательно просмотрев отснятый материал, она позвонила мужу в Карелию, где снимался фильм, и категорично заявила, что супруг не прав. Тот подумал, посмотрел пленки еще раз и в итоге изменил свое решение! Правда, мне поставили жесткое условие: освоить типичные манеры деревенской девчонки. Гримеры изменили мою внешность, вытравили брови и нарисовали штук 200 веснушек. Попросили выучить северный говорок, но выбрали не вологодский, как в сценарии, а архангельский - он меньше режет ухо...
- А в жизни вы ощущаете себя Лизой Бричкиной?
- Как и моя Лиза, я до сих пор сражаюсь за Родину, хоть и без винтовки! - улыбается Елена Григорьевна. - Как депутат стараюсь отстаивать интересы обычных людей. Если б моя Лиза не утонула в болоте, она тоже стала бы депутатом. Крестьянской сметливости ей хватало с избытком. А патриотизма и совести у героинь «Зорь» столько, что не измерить…
- В чем, на ваш взгляд, причина небывалого успеха картины?
- Действительно, факт потрясающий - фильм не умер за 35 лет! На мой взгляд, причина его успеха - в искреннем и чистом порыве, готовности к подвигу ради Родины. Понимаете, ведь девчонки могли бы затаиться, уйти в леса. Но не ушли! И для меня это вопрос сегодняшнего дня. Для кого-то любовь и жизнь могут быть ценнее, чем справедливость, Родина и честь. Но лично для меня выбора нет: нет ничего выше справедливости, Родины и чести. По-другому я просто не могу…
- То есть ваши убеждения отчасти сформировались под влиянием фильма?
- Я училась любви к Родине у фронтовиков. А мои левые убеждения так левыми и остаются. Независимо от того, была ли я в КПРФ или, как сейчас, состою в «Справедливой России». Ушла от коммунистов потому, что Зюганов отказался от создания мощного левого блока, решив идти на выборы в гордом одиночестве, без союза здоровых патриотических сил. Это привело к худшему - расколу партии. Действуя разрозненно, жизнь в стране к лучшему не изменишь. Чтобы добиться цели, наоборот, нужно объединиться. Как на войне - выступать единым фронтом.
Почему девчонки из фильма не усидели дома, не спрятались от войны? Потому что тогда весь народ выступил единым кулаком. И победил не Сталин, не военачальники, а советский народ. Вот взять мою нынешнюю «справедливую» партию – на сегодня это самый мощный левый фронт. Когда в 1991 году все голосовали за Ельцина, народ верил, что это будет модернизация социализма и политической системы. Но не уничтожение! Поэтому люди почувствовали себя обманутыми. Именно «Справедливая» впервые после коммунистов открыто заявила о том, что отказывается от построения капитализма в России. И мне это ой как по душе! Наверное, каждый из нас мечтает вот о таком социализме, где все по справедливости. О социализме с человеческим лицом…
- Когда вы снимались в «Зорях», наверняка ни о чем таком - высоком - и не думали. Или уже задумывались?
- В то время я мечтала, как и все девушки, о любви, о том, чтобы растить детей. Конечно, понимание того, за что именно воевали наши героини, за мир, за справедливость, за Родину, пришло позже, с жизненным опытом. Рита, Женька, Соня Гурвич, Галя, моя Лиза не мечтали о том, чтобы перебить как можно больше врагов. Это не самоцель. Они были рождены совсем для другого – любить, детей рожать, землю пахать. И сейчас мы все должны сделать так, чтобы их жертва не оказалось напрасной. И это в наших силах…
Автор: Галина Хворостова