Золотая рыбка для вандала. Вечному для нас явлению покорны и праздники, и будни.
Мне очень хочется видеть Владивосток красивым и ухоженным, с золотыми рыбками в фонтанах. Увы, не могу поверить, что они выживут, – если даже бутылками карпов не закидают, то какой-нибудь гадостью обязательно «угощать» начнут. Варвары ведь о последствиях
«Улица Адм. Фокина связывает центральную часть города с одним из самых посещаемых мест - набережной Спортивной гавани, ежедневно по ней проходит несколько тысяч человек. Однако наряду с теми, кто любуется видами старого Владивостока, есть и те, кто наносит урон его облику - мусорит, рвет цветы, портит фасады зданий. Выглядеть так в свой праздник город не может, он должен быть нарядным и ухоженным. Поэтому мы не только проведем генеральную уборку на Адм. Фокина, но и сделаем здесь кое-какие интересные изменения».
Так совсем недавно говорил в интервью информ-агентствам директор управляющей компании «Эгершельд» Вадим Глазунов. Он имел в виду искусственные водоемы на улице Адмирала Фокина, которые нужно восстановить, очистить и запустить туда разноцветных карпов. Директор убежден, что с появлением живой рыбы у нерадивых горожан не поднимется рука бросать в емкости мусор и бутылки и карпы будут долго радовать и удивлять жителей и гостей Владивостока.
До чего же хочется верить в то, что мир спасет красота! Вот только реалии нашей жизни свидетельствуют об обратном.
Я люблю Владивосток, меня раздражает, когда горожане выбрасывают из окон машин окурки на проезжую часть, когда великовозрастные балбесы ломают скамейки во дворах детских садов, когда садоводы-любители выкапывают только что высаженные цветы с городских клумб. Но при этом я часто вспоминаю, как описывают русскую жизнь великие писатели. Многие ведь отмечают, что в немецких слободах, в том же Лефортово, к примеру, были идеальная чистота и порядок, а стоило выйти за пределы «иностранщины», как попадал человек в непролазную грязь. Может быть, богом нам отпущены эти безалаберность и неряшливость, даже варварство по отношению к месту, где живем?
Рядовое российское варварство изначально призвано крушить все, что находится рядом. Помнится, как в первые годы установки в краевом центре новых таксофонов связисты хватались за голову – ломали автоматы нещадно. А что происходит сейчас с дверями в подъездах? Выламываются кодовые замки, с каким-то непонятным наслаждением уничтожаются домофоны, видеокамеры становятся объектом самого пристального и при этом извращенного внимания. Таким образом, первый естественный «рубеж», защищающий наше жилище, становится совершенно бесполезным. Лифты тоже почему-то вызывают неприязнь определенной части населения – кнопки поджигаются, двери выламываются.
Но это еще цветочки, которые кто-то и вандализмом не назовет. Потому что есть примеры и поглобальнее. Думаю, многие горожане помнят, как хулиганы отбивали нос у Будды, подаренного Владивостоку японцами, как обливали краской памятник великому Мандельштаму, как разбивали красивые фонари в районе Корабельной набережной и уродовали ледяные скульптуры, созданные в канун Нового года. О том, что творится на кладбищах, и говорить не приходится – о сломанных оградках и разбитых памятниках в редакцию нередко пишут. А еще наш народ любит устраивать туалеты в самых не подходящих для этого местах. Синие кабинки уже по всему Владивостоку расставлены, так нет же, копеечку жалко, лучше в подворотню зайти, дерево полить. Мне кажется, что до тех пор, пока народу все будет «до лампочки», пока мы не прекратим в собственных нечистотах купаться и при этом получать удовольствие, варварство будет процветать. Всем известно, что Амурский залив загрязнен донельзя, что купание в нем просто для здоровья опасно, так нет же, лезет даже трезвый народ в синюю воду и детей не оттаскивает – наслаждайтесь, дорогие. Неужели чувство брезгливости людей покинуло?
Утверждает кое-кто, что вандализм – это удел юного поколения, которое всем национальным идеям предпочитает пепси. На мой взгляд, это заблуждение. Потому что выламывают, отдирают все, что можно сдать в пункт приема цветного металла, в основном отцы «пепси-поколения», которым глубоко наплевать на свой город. Цветочки с клумб выкапывают тоже не юннаты, а их мамы и бабушки, желающие украсить свои «сотки». Обычно факты варварства обнаруживаются по утрам – урны перевернутые, елочки выкопанные, клумбы с проплешинами, транспаранты сорванные. По ночам, похоже, милиции в городе нет. Причем это характерно не только для Владивостока. Рекорд российского вандализма был установлен в Москве три года назад, когда за одну неделю хулиганы разбили 442 информационных и 300 рекламных стендов. Права народная мудрость – как аукнется, так и откликнется, пока родители не перестанут дурной пример подавать, дети любовью к городу не проникнутся.
Мне очень хочется видеть Владивосток красивым и ухоженным, с золотыми рыбками в фонтанах. Увы, не могу поверить, что они выживут, – если даже бутылками карпов не закидают, то какой-нибудь гадостью обязательно «угощать» начнут. Варвары ведь о последствиях не думают, им бы только свою сиюминутную блажь удовлетворить.
P. S. Эти заметки были написаны в преддверии дня рождения Владивостока. Праздник состоялся, яркий, интересный. Правда, если не обращать внимания на маленькие детали. Вокруг бассейна с крошечными аквариумными рыбками днем толпился народ, взрослые поднимали на руки детей – полюбуйтесь. А к вечеру в бывшем фонтане уже плавало несколько окурков, кому-то очень уж захотелось «порадовать» новых обитателей Арбата. В тот день на улице Адмирала Фокина можно было зайти в арку, чтобы в старом дворике послушать музыкантов или полакомиться японскими блюдами. Вот только и то, и другое не слишком впечатляло, ведь в нос прежде всего ударял стойкий запах аммиака – эти места давно превратились в отхожие для завсегдатаев любимой горожанами улицы. Праздничное действо крепко переплелось с извечным российским пренебрежением к самому себе и всем окружающим. От этого становилось грустно, несмотря на яркое солнце и разноцветные шары, украсившие город.
Автор: Галина Кушнарева Михайловна