Партийный пиар-2007: со щитом или на щите?

Декабрьские выборы очередного созыва Госдумы могут изрядно обогатить копилку новорусского политического опыта. Дело не только в том, что впервые россиянам предложено сформировать нижнюю палату Федерального собрания полностью по партийным спискам. Существу

26 июнь 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2163 от 26 июнь 2007
98ef2f307111ed80889a8a0a67565b24.jpg

Декабрьские выборы очередного созыва Госдумы могут изрядно обогатить копилку новорусского политического опыта. Дело не только в том, что впервые россиянам предложено сформировать нижнюю палату Федерального собрания полностью по пропорциональной системе, то есть по партийным спискам. Существует вероятность, что впервые из избирательной кампании будет исключен такой важный агитационный ресурс, как наружная реклама - всевозможные щиты, билборды и растяжки.

Команда ФАС

В середине июня, как сообщили центральные информагентства, Федеральнная антимонопольная служба (ФАС) России выступила с заявлением о том, что размещение политической рекламы на уличных щитах противоречит закону о рекламе, который допускает размещение только коммерческой, а не политической информации. Однако в Центризбиркоме с этим не согласились. По версии этой структуры, политическая реклама регулируется законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», который допускает размещение печатных агитационных материалов в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах, то есть в том числе и уличных рекламных конструкциях. Между руководством ЦИКа и ФАС начались консультации и поиск компромисса.

Вопрос о возможности размещения политической рекламы на щитах как нельзя более актуален: как раз сегодня уже идут переговоры политических партий с рекламными агентствами. По информации из ЦИКа, «Единая Россия» уже зарезервировала за собой порядка 60 проц. всех площадей наружной рекламы, а значит, в случае введения запрета «партия власти» лишится очень серьезного ресурса. С другой стороны, проиграют и оппозиционные партии вроде КПРФ и ЛДПР. Ведь им по причинам финансового и административного характера однозначно не светит повышенное внимание государственных и частных телеканалов (зато таким вниманием наверняка будут пользоваться обе «партии власти», включая «Справедливую Россию»). А невозможность агитировать еще и с уличных щитов серьезно уменьшит шансы оппозиционеров быть достойно представленными в Госдуме.

Если инициатива ФАС не случайна, то запрет призван уравнять позиции обеих «Россий» - «Единой» и «Справедливой». Ведь очевидно, что вторая из названных структур будет испытывать в ходе избирательной кампании гораздо большие трудности. Не везде на местах справедливороссы обзавелись дееспособными отделениями. К примеру, в Приморском крае та же «Единая Россия» представлена целым созвездием столпов власти и экономики, тогда как «Справедливой России» не хватает действительно мощных лидеров. Впрочем, свято место пусто не бывает: интерес ко второй партии власти уже проявил один из возможных фаворитов на скорых выборах мэра Владивостока.

Что же касается «малых» и оппозиционных партий, то им с учетом монополизированности рынка телевизионной рекламы остается активнее использовать ресурс печатных СМИ – ведь газеты по-прежнему контролируются властью гораздо слабее, нежели телевидение. По оценке ресурса Media-online.ru, «из-за выросших более чем на 30 проц. цен на телерекламу за прошлый год, а также с принятием нового закона, ограничивающего главным образом параметры наружной и телевизионной рекламы, многие из рекламодателей пересмотрели свои рекламные бюджеты в пользу печатных СМИ. А перспективы радикального сокращения объема рекламного эфира, который приведет к новому витку цен, делают печатную рекламу еще более конкурентоспособной».

Владивосток: большая зачистка

Впрочем, инцидент близок к «исперченности». По последней информации, ЦИК все-таки сумел убедить Федеральную антимонопольную службу в состоятельности своей точки зрения. Член Центризбиркома Игорь БОРИСОВ сообщил РИА «Новости», что «в ЦИК РФ довольны предложением Федеральной антимонопольной службы принять поправки в закон «О рекламе», разрешающие размещать на наружных рекламных конструкциях политическую рекламу». Теперь остается надеяться на быстроту реагирования законодателей.

Надо сказать, что в Приморье наружная политическая реклама не раз становилась источником скандалов разной степени громкости. Достаточно вспомнить плакаты со спорными словами «Геннадий АПАНАСЕНКО - поддержка президента» в ходе губернаторских выборов 2001 года. Другие примеры - считавшиеся «копыловскими» растяжки «ПУТИН - сила России», которые были подвергнуты «силой России» обструкции в ходе визита президента в Приморье летом 2002 года, а также глумливые щиты с изображением медвежонка Винни-Пуха. Неизвестно, будет ли скандалов меньше, если наружные рекламные конструкции будут «выключены» из кампании 2007 года (кстати, во Владивостоке в декабре будут избирать еще и городскую думу). Однако стоит напомнить, что еще в апреле 2006 года во Владивостоке постановлением главы города Владимира НИКОЛАЕВА была создана специальная комиссия по наружной рекламе. Политика в числе задач комиссии не значилась: новый орган был призван «сделать рынок наружной рекламы цивилизованным», чтобы в городе не было опасных для жизни и здоровья людей конструкций, а гармоничное восприятие облика краевого центра не страдало от обилия безвкусных плакатов. Ряд претензий к размещению наружной рекламы имелся и у госавтоинспекции.

Отметим, что безотносительно дискуссии между Центризбиркомом и ФАС во Владивостоке внимание к наружным конструкциям не ослабевает по сей день. В мае 2007 года в приморской столице завершилась инвентаризация соответствующих объектов совместными силами мэрии и милиции. По данным пресс-службы администрации Владивостока, городской комиссией по наружной рекламе проверено порядка 3500 объектов, составлено около 300 протоколов об административных правонарушениях. Только самовольно установленных объектов наружной рекламы выявили 1238. По итогам проверки в прокуратуру направлено 820 материалов, более 600 поступили в милицию.

Для того, чтобы внимание местных властей к соблюдению законодательства в сфере «наружки» не ослабевало, имеется еще один повод: 28-29 июля во Владивостоке состоится ответственное международное мероприятие - Тихоокеанский экономический конгресс. На совещании, которое провел в минувшую пятницу вице-мэр Владивостока Владимир ЛЕОНОВ, было обращено в этой связи особое внимание на информационную продукцию, незаконно размещаемую на опорах освещения, фасадах зданий и остановках общественного транспорта. А после конгресса уже и до декабрьских выборов недалеко – со щитами или без таковых.

Автор: Василий Авченко Олегович