Первый класс – первые проблемы
В одном из недавних номеров «В» мы говорили о том, как правильно выбрать школу, какие моменты необходимо учесть и как подготовить ребенка к такому важному для него рубежу. Сегодня психолог Екатерина Кольцова расскажет о том, с какими трудностями может столкнуться малыш в первый учебный год...
В одном из недавних номеров «В» мы говорили о том, как правильно выбрать школу, какие моменты необходимо учесть и как подготовить ребенка к такому важному для него рубежу. Сегодня психолог Екатерина Кольцова расскажет о том, с какими трудностями может столкнуться малыш в первый учебный год, как справиться с ними с наименьшими потерями, и о том, какова роль родителей в этот непростой период. Ведь не секрет, что именно школьные годы во многом определяют будущее ребенка: его способность к общению, умение самостоятельно решать проблемы и принимать решения…
Режим дня – залог успеха
Основная ошибка, которую совершают практически все родители, - забывают поменять режим дня своего чада. В результате ребенка вызывают к доске, а он, краснея и запинаясь, говорит, что не готов - накануне поздно пришел домой от бабушки…
Во-первых, ребенок в этом возрасте обязательно должен спать не менее 10-11 часов. Может, это будет только ночной сон, а может – еще и дневной. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка.
Во-вторых, очень важны ежедневные прогулки после занятий – 10-15 минут в любую погоду. Путь в школу и обратно не считается. Нужно следить за тем, чтобы выходные ребенка были его законными днями отдыха: ведь он трудился всю неделю, как взрослый. Никаких дополнительных нагрузок вроде давай еще попишем, почитаем! Если есть возможность, посвятите один день семейному отдыху, тогда для ребенка неделя закончится полноценно.
- Психиатры обычно не рекомендуют младшеклассникам, особенно в учебное время, смотреть боевики, ужасы, драмы, - рассказывает Екатерина Кольцова. – Даже если во время просмотра такого фильма ребенок нормально реагирует на сцены насилия, то ночью мозг не отдыхает полноценно.
Особые отношения у первоклассника должны складываться с компьютером. Все знают, что очень важно дозировать такое общение: двадцати минут в день будет достаточно для детей 7-8 лет. Да, отлучить ребенка от «машины» сложно. И тем не менее, если вам важно физическое и психическое здоровье собственного дитяти, начните постепенно снижать время сидения за монитором, доводя его до нужного уровня. Попробуйте тихо сказать: «Давай сегодня у тебя будет обычное время, а через неделю мы уменьшим его».
Пирожок для мамы
Еще одна распространенная родительская ошибка – перекладывание ответственности на ребенка. Не нужно думать, что если ваш малыш пошел в школу, то теперь он сам должен собирать портфель, готовить домашнее задание, спортивную форму и т.д. Психологи уверяют, что ответственность у детей вырабатывается примерно к 9 годам, то есть ко второму - третьему классу. В идеале задача родителей – помочь ребенку стать самостоятельным к этому возрасту. В реальности же часто получается наоборот:
- Бывает, мама приходит в школу и видит у ребенка в кабинке для вещей полный кавардак: бумажки, бисер, фишки, карандаши – все что угодно, - говорит Екатерина Кольцова. - Начинается война: мама говорит: «Как же так! Я думала, что ты справляешься, ведь дома у тебя на полках порядок». А ребенок не понимает, что от него требуют, так как в школе никто не следит за порядком в кабинках. Но контролировать его поведение несложно. Достаточно просто периодически спрашивать его: «Ты посмотрел, что у тебя в кабинке? Все ли в порядке? Может, что-то пора выбросить?».
Кстати, контролировать школьное поведение можно с помощью учителя. Для этого достаточно раз в неделю приходить в школу и узнавать, как идут дела у вашего чада. Дома ни при каких обстоятельствах нельзя обсуждать личность первого учителя. Малыш все запоминает, поэтому родители должны следить за тем, чтобы даже во время телефонного разговора с друзьями, соседями, родственниками не отзываться отрицательно о педагоге.
Очень важно понимать, что для ребенка школа – это целый мир, и он попытается всю новую информацию, новую жизнь принести домой и поделиться с мамой. А делиться ребенок может по-разному.
- Однажды сын-первоклассник принес домой в своем очень дорогом костюме половинку пирожка с повидлом, - смеется Кольцова. – Половинку съел, а половинку завернул в салфетку и положил в карман. Конечно, он сидел на этом пирожке полдня, и повидло расползлось по всей штанине. Замечательно! Сняли брюки, молча постирали, за пирожок – «спасибо». По-другому никак нельзя реагировать, ведь ребенок это делал из искреннего желания угостить маму.
Поддержите первоклассника
Не акцентируйте внимание на оценках, которые получает ребенок. Это ставит его в рамки оцениваемого ученика: «я либо плохой, либо хороший». Не повторяйте: «У тебя тройка, ты неважно учишься». Ведь детская психика интерпретирует это по-своему: я плохо учусь - я плохой ученик - я плохой ребенок. Оценка идет на всю личность маленького человечка, но, согласитесь, полученная тройка ничего не говорит о личности. Многие знаменитые люди учились ниже среднего. Поэтому после занятий спрашивайте у ребенка: «Что интересного ты узнал? С кем познакомился?». Это вернет малыша к позитивным школьным воспоминаниям, которые были интересны именно для него. И уже после этого можете аккуратненько открыть тетрадки и посмотреть, что там и как помочь ребенку, если необходимо.
Еще один важный момент - первые домашние задания родители должны обязательно готовить вместе с сыном или дочкой! Не стоит заявлять: «В школе учишься ты, а не я, поэтому все делай сам». Первый класс – это стресс для ребенка, когда ему крайне необходима ваша поддержка. В противном случае он не сможет «переработать» массивный напор знаний, начнет бояться, замыкаться в себе. Бытующее мнение, что ребенок привыкнет к родительской помощи и не сможет дальше все делать сам, - миф. Он привыкнет к тому, что рядом есть поддержка, и как только почувствует себя самостоятельным, сильным и уверенным, уже не будет просить маму проверить домашнее задание.
Белой вороне нужно внимание
Пожалуй, главное для первоклассника – это все-таки не оценки и не порядок в кабинках. Это – отношения с новым для него коллективом, с детьми, с которыми предстоит проводить большую часть времени в течение десяти лет. Как помочь малышу адаптироваться?
Никогда не критикуйте выбор ребенка и не пытайтесь сделать этот выбор за него!
- Классический пример неправильного поведения: «С кем ты познакомился? С Димой? Ты знаешь, с Димой лучше не дружи, он мне не нравится», - объясняет Екатерина Кольцова. – Так говорить нельзя. Лучше расспросите своего первоклассника о причинах выбора и похвалите: «Замечательно! Я рад(а), что у тебя есть новые друзья». Этого будет достаточно, ведь если мама рада, значит, малыш делает все правильно.
Конечно, кто-то может возразить: «А если новый знакомый ребенка – отпетый хулиган?». И в этом случае не нужно давить. Чаще спрашивайте ребенка о том, что происходит в школе. Если он пожалуется на нового знакомого, например, скажет, что Дима что-то забрал, мама может лишь подтвердить: «Видишь, может быть, Дима так часто делал? Тебе нужно решить, стоить ли дружить с ним дальше». Объясняя ситуацию, мы оставляем выбор за ребенком.
Большой проблемой для школьника может стать его слишком сильная погруженность в учебу. Как правило, «ботаники» - это гиперзащищенные мамой дети. В этом случае работать нужно в первую очередь с ней. Педагоги, видя такую ситуацию, просят родительницу быть менее строгой, чаще отпускать малыша вместе с классом на экскурсии и т.д. Такие родители редко понимают свою ошибку: опекать ребенка – хорошо, но во всем нужно знать меру. Дети взрослеют, и надо научиться отпускать их в жизнь.
Для самого ребенка такое положение вещей чревато тем, что он станет белой вороной в классе, что может нанести непоправимую психологическую травму. Здесь самый лучший выход – обращение к психологу.
- Если не уделять ребенку достаточно внимания в эти самые важные годы, он начнет очень ярко проявлять себя в школе, причем негативно, - объясняет Екатерина Александровна. - Таких деток называют «бандитами». Цепляя других детей, устраивая потасовки, срывая уроки, они таким образом компенсируют недополученное дома внимание. Учителю в этот момент нужно постараться не обращать внимания на плохие поступки хулигана, а, наоборот, отмечать только его успехи. Родителям же необходимо прислушаться к словам педагогов.
Плохие оценки – сигнал о том, что где-то ребенок почувствовал себя брошенным, покинутым. Оставаясь и дальше без родительского внимания, он начнет «вдруг» терять тетрадки с диктантом и контрольные по математике. Закрепит форму поведения: «Все вокруг - против меня, значит, надо защищаться, а лучшая защита – это нападение». Не допустить этого – в ваших руках, уважаемые родители.
Автор: Екатерина ЛУКОНИНА, «Владивосток»