Суицид как зеркало очередной русской революции
Причина смерти - никчемная жизнь
"Считаю, что никчемная жизнь стала причиной ее смерти", - эту фразу из протокола опроса свидетеля на месте происшествия в одном из частных домов Шкотово можно применить ко всем пяти случаям самоубийств, произошедших в районе накануне ожидаемого конца света. Даже видавшие всякое работники милиции не перестают удивляться такой напасти: за четыре дня - четыре висельника (три - в Шкотово и один - в Смоляниново) и один, вскрывший себе вены.
Жительница Шкотово Т. 1962 года рождения, по словам знакомых, беспробудно пьянствовала, не работала. Когда ее спрашивали, как она собирается жить дальше, отвечала: "Повешусь". Засунуть голову в петлю для нее оказалось гораздо легче, чем устроиться на работу.
У троих мужчин, распорядившихся своими жизнями таким же образом, судя по показаниям близких, также не было весомых причин, если не считать небольших разборок в семьях. Ускорило исполнение страшного решения во всех случаях горячительное, принятое накануне самоубийства.
Пьянство стало причиной жизненных неприятностей новонежинца М.: угроза увольнения, развод, скандалы с матерью. М. не раз говорил, что если его уволят с работы, то он покончит с собой. 30-летний военнослужащий привел приговор в исполнение в лесу, вскрыв вены.
Статистика суицида неумолима: все больше людей видят в самоубийстве выход из сложных жизненных ситуаций. А ситуаций таких, увы, хоть отбавляй: рост цен, безработица и все вытекающие отсюда последствия. Нация утопает в водке и агрессии. Кому-то удается выплыть. Кто-то предпочитает уйти на дно, с которого уже не вернутся. Судя по записям в журнале отделения реанимации ЦГБ, излюбленный способ ухода из жизни - принять медикаменты. В ход идет все: от банального аспирина до серьезных, вызывающих тяжелые последствия для жизни и здоровья седуксена и клофелина. За шесть месяцев в журнале зафиксировано девять случаев суицидальных попыток, шесть из которых - отравление таблетками. Среди пострадавших есть и подростки, жертвы неразделенной любви, и взрослые, которые не смогли найти выход из той или иной критической ситуации. Большинство пациентов, оказавшихся по собственной воле на больничной койке или нашедших в себе силы обратиться за помощью к специалисту-психиатру, - женщины.
...И врач беседовал долго о том, что жизнь не стоит подлости дураков
Тонкие детские руки с тугими повязками на запястье, бескровные губы, разметавшиеся по больничной подушке густые каштановые волосы, пустой, безжизненный взгляд устремлен в потолок. Разговаривать с врачом у Насти нет ни сил, ни желания. Ответ на все вопросы и доводы один: "Жизнь без него потеряла смысл". Поскольку попытка свести счеты с жизнью у 15-летней девчонки не первая (ей предшествовала история с таблетками), врачи серьезно опасаются: разуверившаяся в любви Настя попробует вновь...
По словам врача-псхиатра Елены Михалевской, рецидив среди подобных пациентов достаточно большой. К примеру, недавно из отделения выписалась 39-летняя жительница Большого Камня. Из всех возникающих проблем она видит выход в одном - в самоубийстве. Пока все попытки удалось предотвратить, но не всегда помощь может подоспеть вовремя.
Другой страшный случай: 16-летняя девочка поступила в реанимацию с диагнозом "медикаментозное отравление". Причина, подтолкнувшая подростка к столь решительным действиям, проста и ужасна: мама не могла позволить себе одевать дочь так, как одеты многие ее одноклассницы. Девушка считала себя обделенной, ущербной. Эти навязчивые идеи приводили к постоянным конфликтам с матерью, хотя та как могла тянула семью. Страшно представить, что из-за отсутствия модной тряпки могла закончиться молодая жизнь. Страшно представить состояние женщины, обвиняющей себя в том, что чуть не лишилась собственного ребенка. В том, в чем не виновата...
От такой жизни "крышу" и у нормального "сорвет"
По информации главного врача ЦГБ Зинаиды Камаевой, сегодня на диспансерном учете у психиатра в ЗАТО г. Большой Камень состоят 256 человек. Из них - 56 детей и подростков.
Рассказывают врач-псхиатр Елена Михалевская и медсестра Любовь Зубова:
- В последнее время к нам обращаются пациенты, в основном женщины, с одними проблемами: обследовались и лечились у терапевта, невропатолога. Получили направление к психиатру. Люди панически боятся слово "психиатр". Хотя те, кто к нам приходит, в основном уже имеют запущенный невроз, где просто беседы не помогают - требуется медикаментозное лечение и именно у психиатра. Невроз, к которому мы привыкли относиться легко, может иметь серьезные последствия - нарушение здоровья.
Что же касается инвалидов по психическим показаниям, то в их лечении возникли проблемы по банальной причине - резкое удорожание медицинских препаратов. Больные просто не могут на пенсию покупать лекарство, упаковка которого стоит 300 рублей. Тем более что одним наименованием лекарства дело не обходится, да и поддерживающее лечение должно проводиться постоянно. Отсюда частые обострения болезни.
Не может не беспокоить то, что с каждым годом растет количество детей с отставанием в психическом развитии. Мы это наблюдаем на медико-педагогической комиссии, которую ребята проходят перед школой.
Есть и положительный момент. В последнее время все больше родителей обращаются за консультатцией к детскому психиатру. Мам и пап беспокоят изменения в поведении их чад. Причины этому могут быть разные. Не беда, если это проблемы переходного возраста. Страшнее, если замешаны наркотики. Разобраться и выяснить эти причины вам помогут специалисты-психиатры. Помогут предотвратить беду, возможно, ведущую к самоубийству.