Дефиле... в сельском клубе
Среди владивостокских манекенщиц и манекенщиков нашей доперестроечной жизни были актеры и врачи, химики и парикмахеры. Все они назывались “демонстраторы одежды” - профессии модели тогда не существовало. Как не было заграничных поездок, съемок для рекламы, солидных заработков. Все эти атрибуты буржуазного шоу-бизнеса пришли к нам позднее, когда их молодость на подиуме уже прошла. Тогда и подиумов-то было мало. Дефилировали по сценам заводов и НИИ, пассажирских пароходов и сельских клубов. Но как красиво ходили! А ведь ни в каких школах моделей не учились...
Уже в конце 80-х приглашенный поставить какое-то очередное модное шоу актер и режиссер Сергей Фомин нервно курил, стряхивая пепел на паркет Зеркального зала ДК имени Ленина, не зная, что делать с длинноногими и нескладными юными манекенщицами, и вдруг ожил, когда на сцену вышла совсем не высокая, явно уже не юная, но чертовски обаятельная и артистичная Надежда Кузнецова: “Все посмотрите на Надежду! Как она это делает - проходка, улыбочка, поворот. Гениально!”
А Надя излучала эту гениальную простоту со сцены уже почти два десятка лет. Врач-стоматолог по образованию, она и по специальности работала, и демонстратором одежды была во всех местах, где только можно - Дом моды, Дом быта, Дом моделей, трикотажное объединение “Волна”. Не денег ради, а исключительно из любви к искусству. Впрочем, был и еще один плюс - можно было прикупить из коллекции понравившуюся вещь.
Коллекции одежды тогда отшивались один раз в год. Конечно, никаких японских шелков и английской шерсти там не было и в помине - художники-модельеры обязаны были привязать свою фантазию к тем отечественным тканям, что имелись на складе. Как нельзя лучше советские fashion-дизайнеры освоили метод, как из ничего сделать конфетку. И ведь делали! Едва коллекция создавалась, как манекенщицы уже прикидывали, кто что купит. Благо, стоили вещи не так уж дорого. На фоне владивостокских женщин, через одну одетых в одинаковые кофточки из “Альбатроса”, высокие и стройные модели в эксклюзивных вещах “от Бедрик” или “от Лагутенко” смотрелись диковинными птицами.
Елена Борисовна Лагутенко (мама Ильи Лагутенко), работавшая главным художником владивостокского Дома моделей в 70-е годы, очень любила проводить демонстрации одежды. Сама всегда элегантно одетая, она вдохновенно рассказывала о направлениях моды. А демонстрации были тогда чуть ли не каждую неделю. На них продавали недорогие билеты, и приходило немало людей, интересовавшихся модой. Других источников информации было крайне мало. Например, чтобы подписаться на московский “Журнал мод”, нужно было работать как минимум в крайкоме партии.
Кстати, свой рукотворный журнал мод создавали и в нашем Доме моделей. Цветные фотографии, которые потом наклеивали на плотную бумагу и переплетали, сохранили для нас лица и одежду тех лет - всегда улыбающийся актер Анатолий Серебрянский в щегольских костюмах (ныне уже покойный), мужественные красавцы Вадим Латышев и Игорь Копейкин в длиннополых пальто, темпераментная брюнетка Татьяна Головахина, аристократичная Светлана Франк (да-да, жена того самого Франка, что стал морским министром), блондинка без возраста Наталья Кашина... Они красивые, в меру раскованные, насколько можно было быть раскованным в той жизни.
Конечно, их редко показывали тогда по телевизору, не тиражировали их лица на рекламных плакатах, но по-своему они тоже были звездами, эдакими русскими Твигги провинциального масштаба. В те времена, когда журнал “Бурда” можно было купить разве что в Сингапуре, а журнал Vogue посмотреть лишь в театральной библиотеке Москвы, эти молодые люди в силу природной красоты и врожденного артистизма оказывались в числе тех, кто первым узнавал о том, что такое мини-бикини и как и во что “превращаются брюки”.
Можно даже сказать, что они несли культуру одежды в массы. Однажды молодые тогда художники-модельеры Наталья Трофимова и Ольга Андрианова одели красивую Люду Мухортову в длинное платье с голой спиной, а Колю со смешной фамилией Гога - в смокинг и отправили в ресторан: “Чтобы люди увидели, что такое настоящая вечерняя одежда”.
Необыкновенно популярны в 70-е годы стали показы моделей на предприятиях. Профсоюзы заранее оплачивали небольшой безналичный счет, и через некоторое время приезжали красивые юноши и девушки и совершенно особой, неземной походкой демонстрировали одежду, которую не увидишь на вешалках ГУМа и не купишь на барахолке.
Самыми дальними для манекенщиц были выезды куда-нибудь в Томск или Благовещенск на республиканские семинары. А самыми привычными - в Артем или Дальнереченск, тоже на семинары, но уже местные. Кульминацией года был показ на сцене ДОФа новой, только что отшитой коллекции. Заработанных денег едва хватало на коробочку дефицитной тогда косметики. Но о гонорарах молодые энтузиасты как-то думали мало. Такое было время, такая была мода.