«Черную акулу» - в «Красную книгу»?

Министерство обороны РФ при обсуждении бюджета ВВС на будущий год рассматривает вопрос о фактическом замораживании производства в арсеньевской авиационной компании «Прогресс» (корпорация «Камов») вертолета «Ка-50» «Черная акула».

2 нояб. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1649 от 2 нояб. 2004

Арсеньеву предпочли Ростов 

Министерство обороны РФ при обсуждении бюджета ВВС на будущий год рассматривает вопрос о фактическом замораживании производства в арсеньевской авиационной компании «Прогресс» (корпорация «Камов») вертолета «Ка-50» «Черная акула».

По информации центральных СМИ, всю прошлую неделю в Минобороны проводились закрытые совещания по окончательному распределению оборонного госзаказа на производство боевых вертолетов в ближайшие годы. Со ссылкой на информированные источники в главкомате ВВС и генштабе сообщается, что в давней борьбе между двумя конструкторскими бюро Камова и Миля верх в итоге одержали производители менее дорогих вертолетов «Ми». Речь идет о строящейся в Ростове заводом «Росвертол» модернизированной версии ударного вертолета «Ми-24» (снятого с производства в 1989 году) и «Ми-28Н», который еще в начале 90-х годов проиграл конкурс камовской «Черной акуле». «Ка-50» был запущен в серию на арсеньевском заводе «Прогресс» (ААПО им. Сазыкина), но преимущественно номинально, поскольку средства на госзаказ практически не выделялись.

Все эти годы арсеньевские авиастроители, лишившиеся финансирования, возлагали надежды на возобновление производства «Черной акулы», а также двухместной версии «Ка-52» «Аллигатор».

Но теперь эти надежды,  похоже, пошли прахом. Между тем ровно год назад ОАО “Камов” и одна из китайских авиационных корпораций договорились о совместной разработке боевого вертолета пятого поколения. Об этом на своей пресс-конференции сообщил губернатор Приморского края Сергей Дарькин, принимавший участие в восьмой регулярной встрече глав правительств России и Китая. По словам Дарькина, соглашение о совместной разработке современных вооружений на базе боевых вертолетов

«Ка-50» и «Ка-52» было подписано в рамках встречи членов Совета глав правительств стран - членов Шанхайской организации. “Положительное решение вопроса выгодно и для Приморского края, так как завод “Прогресс”, расположенный в Арсеньеве, является одним из структурных подразделений корпорации Камова”, - отметил тогда губернатор. Может быть, китайские товарищи помогут «Прогрессу» сохранить производство новейших моделей боевых вертолетов, как это уже произошло с уникальной противокорабельной ракетой «Москит».

Преподносимая как последнее слово боевой техники «Черная акула» начала создаваться еще в 1976 году, когда Совмин СССР предписал конструкторам разработать принципиально новую модель боевого вертолета взамен «Ми-24» (который, кстати, до сих пор используется в Чечне под ласковым прозвищем «крокодил»). Проект поручили сразу двум КБ - Миля и Камова. К 1986 году были выпущены первые машины «Ми-28» и «Ка-50». Предпочтение после летных испытаний и многочисленных госкомиссий было отдано «Ка-50», который поступил на вооружение армии в 1995 году (указ президента РФ № 883 от 25.08.95). За все это время на проект “Акулы” госбюджет затратил более миллиарда долларов. Впрочем, оснастить части этими вертолетами Минобороны не успело: к началу 90-х весь оборонный заказ в бюджете государства почти отсутствовал, поэтому машина существует в единичных экземплярах. В 1998 году КБ “Камов” участвовало в международном конкурсе на поставку серии “акул” для ВВС Турции, но на последнем этапе конкурса турки предпочли “Черным акулам” американский “Апач”.

СПРАВКА "В"

Арсеньевская авиационная компания “Прогресс” им. Н. И. Сазыкина - одна из ведущих широкопрофильных компаний России, производящих самолеты и вертолеты среднего и легкого класса, ракеты класса “корабль-корабль”. В настоящее время ААК “Прогресс” производит вертолеты «Ка-50» “Черная акула”, «Ка-52» “Аллигатор”, «Ми-34», спортивно-пилотажный самолет «Як-55М», ракеты “Москит” и другую продукцию.