Баллоны замедленного действия

Вчера в Хабаровск на имя начальника Дальневосточной железной дороги отправлено представление Приморского транспортного прокурора, в котором содержится требование устранить нарушения при приемке и транспортировке опасных грузов и привлечь к дисциплинарной ответственности сотрудников ДВжд, давших добро на отправку во Владивосток и далее на Камчатку контейнера с пропан-бутаном в неисправных баллонах…

18 май 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1556 от 18 май 2004

Вчера в Хабаровск на имя начальника Дальневосточной железной дороги отправлено представление Приморского транспортного прокурора, в котором содержится требование устранить нарушения при приемке и транспортировке опасных грузов и привлечь к дисциплинарной ответственности сотрудников ДВжд, давших добро на отправку во Владивосток и далее на Камчатку контейнера с пропан-бутаном в неисправных баллонах…

Железная дорога с каждым годом  наращивает скорость прохождения грузов, поэтому отправленный 17 марта со станции Хабаровск-2 фирмой ООО «Галс-Сервис» контейнер № 108165 уже 21 марта прибыл во Владивостокский морской торговый порт. В документах, сопровождавших груз, указывалось: опечатанный контейнер необходимо доставить камчатскому  ООО «Ориент-Контейнер» для некоей фирмы «Энергоремонт». Платформу с контейнером подали к месту выгрузки  -  на 17-й причал Владивостокского морского торгового порта. Однако портовики спешить с отправкой на Камчатку контейнера, содержащего в себе груз второго класса опасности, не стали. В первую очередь потому, что в перевозочных документах не было согласия принимающей стороны на получение контейнера. Ученые потому что. Перевезешь груз без такого документально оформленного согласия, а потом майся с ним на конечной станции, ищи получателя, которого, может быть, и в природе нет. А потому 22 марта злополучный контейнер со сжиженным газом переставили на платформу с так называемыми отказными грузами. К счастью, как выяснилось. Потому что взрыво-опасный груз внезапно дал течь…

В официальных документах это происшествие описано так: «22.03.04 в 18.00 местного времени приемосдатчица Купянко, обходя участок, заметила течь из контейнера и явственный запах газа на расстоянии 50-100 метров, о чем доложила маневровому диспетчеру, которая в 18.05 уведомила спецотдел».

Через 25 минут загазованное место оцепили сотрудники охраны порта, а сотрудники контейнерного терминала и пожарные вызвали специалистов из аварийной службы газа.

- Слава богу, что портовики сработали грамотно и, почувствовав запах газа, тут же позвонили по телефону «04», - рассказывает главный инженер ОАО «Приморский газ» Александр Бурнаевский, - мы тут же сказали, чтобы они оцепили место утечки газа, чтобы отогнали подальше любой автотранспорт и любых посторонних с сигаретами. Потому что концентрация газа в воздухе была кошмарная - воздух фактически превратился в горючую смесь, и любая искра могла привести к взрыву…

Справка  «В»

«На ваше требование представляю расчет зон действия воздушной ударной волны при взрыве 19,8 тонны пропан-бутана… Возможно образование: зоны полных разрушений с радиусом 125 метров (характеризуется полным разрушением зданий и сооружений, а также образованием сплошных завалов); зоны сильных разрушений с радиусом 180 метров (характеризуется возможным разрушением несущих конструкций зданий, сооружений, образованием завалов; зоны слабых разрушений с радиусом 460 метров (характеризуется частичным разрушением кровли, дверных и оконных проемов).

И. о. начальника главного управления по делам ГО и ЧС Приморского края капитан I ранга А. Н. Губарев».

КАК УДАЛОСЬ ПРЕДОТВРАТИТЬ ЧП

…Сжиженный газ продолжал течь сквозь контейнер и железнодорожную платформу на землю. Стало ясно, что контейнер необходимо вскрывать. Но также было очевидно, что делать это крайне опасно. Ведь петли, на которых крепятся дверцы контейнера, сделаны из чугуна, а этот металл искрит даже при трении. Хорошо, что газовщики-аварийщики - люди опытные. При себе у них всегда есть кроме необходимых приборов специальная тугоплавкая смазка НК-50, которая могла уменьшить риск возникновения искры при открывании контейнера. Но, сами понимаете, человек предполагает, а…

Без защитных колпаков на баллонах газ перевозить нельзя, вентиль ломаетсяПозаботившись о том, чтобы из зоны возможного взрыва ушли все остальные, аварийщики-газовщики Юрий Демьянович, Анатолий Сиваш и Валерий Соловейчук, одетые в спецкостюмы, приступили к работе. Петли смазали, контейнер открыли, аккуратно поставили его двери на распорки.

Больше делать было ничего нельзя. Тем более что уже наступила ночь, а зажигать любые дополнительные источники света в такой ситуации крайне опасно. Лампочки ведь тоже могут перегорать и взрываться...… Контейнер оставили под охраной стрелка ВОХР порта Елкина.

- Нам всем очень повезло, что в эту ночь дул сильный ветер, причем дул он не в сторону жилых кварталов и строений порта, а в сторону моря, - говорит Александр Бурнаевский. - И когда мы приехали в 8 утра 23 марта к месту происшествия, концентрация газа снизилась, к контейнеру уже можно было подходить. Тем более что течь практически прекратилась…

Перекрестившись, газовщики-аварийщики приступили к разгрузке контейнера. Первый ряд 50-килограммовых баллонов с газом выглядел весьма прилично. Свеженькие, покрашенные, причем, что интересно, с маркировкой и опознавательными знаками, принятыми именно на территории Приморья.

- Мы еще очень удивились, откуда у хабаровчан оказались наши баллоны, - недоумевает Александр Бурнаевский. - А потом, когда заглянули дальше, наши ребята ахнули. Баллоны с газом оказались проржавевшими, без специальных уплотнительных резиновых колец, без предохранительных колпачков. Я работаю в системе газа уже 35 лет и никогда такого наплевательского отношения ко всем правилам техники безопасности не видел. Кто-то накидал как придется эти баллоны, каждый из которых по своим последствиям при взрыве можно смело приравнять к авиационной бомбе, кто-то, не глядя, принял контейнер, опечатал его и отправил во Владивосток!

Все 300 баллонов с газом были из контейнера осторожно изъяты, как положено по инструкции, обмылены, а потом перегружены с соблюдением всех норм и правил укладки в два других контейнера, которые тут же выделил для этой цели порт. Четыре поврежденных баллона увезли с собой аварийщики…

В ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ОТКАЗАНО...

По факту этого чрезвычайного происшествия, могущего повлечь очень тяжкие последствия, милиция на водном транспорте начала проверку. Но поскольку ЧП удалось ликвидировать без последствий, пришлось им 1 апреля писать отказ в возбуждении уголовного дела. В порядке надзора материалы проверки затребовала к себе Приморская транспортная прокуратура…

- Изучая материалы проверки и все присланные по моим запросам справки, я пришла к выводу, что опасность взрыва контейнера с газом существовала на всем протяжении его следования от Хабаровска до Владивостока, - говорит старший помощник Приморского транспортного прокурора Ольга Валл. - Безусловно, вина за допущенные нарушения приемки опасного груза без соответствующего осмотра, без необходимых документов полностью лежит на Дальневосточной железной дороге. Поэтому мы подготовили представление с требованием разобраться в этом случае и виновных наказать. Больше по закону мы ничего сделать не можем, потому что никакого ущерба не выявлено. Хотя, если бы взрыв прогремел на территории порта или, не дай бог, на судне во время перевозки контейнера, то мы могли бы иметь миллиардные суммы ущерба. Я запрашивала специалистов министерства природных ресурсов о сумме ущерба окружающей среде, нанесенной утечкой из баллонов сжиженного пропана. Вот они прислали официальную справку - ущерб от 66 килограммов утекшего газа составил
два рубля сорок копеек…

- Разбирая последствия этого ЧП, мы обратились в Гостехнадзор России, который может вынести решение о запрещении транспортировки сжиженного газа из Хабаровского края в Приморье, - заявил главный инженер ОАО «Приморский газ» Александр Бурнаевский. - Это абсолютно нецелесообразно делать, потому что у нас здесь есть и газозаправочные станции, и необходимые специалисты. К тому же мы можем дать полную гарантию, что такого безобразия, которое прислали нам хабаровчане, мы не допустим. Сейчас этот вопрос в стадии изучения…

* * *

От редакции. Не в первый раз к нам в Приморье из Хабаровска приходят по железной дороге всякие опасные «подарочки». Поэтому описанная нами история будет иметь свое логическое продолжение. Мы попросили наших коллег, журналистов из Хабаровска, разобраться на своей территории, что это за фирма-отправитель взрывоопасного груза ООО «Галс-Сервис», кто и где заправлял газом ржавые баллоны и кто и почему дал разрешение на отправку контейнера без досмотра и необходимых документов. Мы должны знать всех таких «героев», мы должны по максимуму обеспечить свою безопасность. Террора, взрывов, крови и боли и так сегодня слишком много…

Автор: Ольга АКСАКОВА, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»