Президент «Дальневосточного банка» Ядвига Добрянская: Мы – реалисты!

Завтра один из лидеров регионального финансово-кредитного рынка – “Дальневосточный банк” – отмечает очередную годовщину: в этот день 12 лет назад началась история банка, который, несмотря на все потрясения последних лет, сумел стать одним из самых стабильных и солидных финансовых институтов. Дата, может быть, и не круглая, однако бесценный опыт, накопленный “ДВ банком”, безусловный авторитет этого учреждения и, наконец, высочайшая степень доверия со стороны клиентов заслуживают, на наш взгляд, самого пристального внимания. Накануне праздничной даты корреспондент “В” встретился с президентом банка Ядвигой Михайловной ДОБРЯНСКОЙ.

19 нояб. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1267 от 19 нояб. 2002

Завтра один из лидеров регионального финансово-кредитного рынка – “Дальневосточный банк” – отмечает очередную годовщину: в этот день 12 лет назад началась история банка, который, несмотря на все потрясения последних лет, сумел стать одним из самых стабильных и солидных финансовых институтов. Дата, может быть, и не круглая, однако бесценный опыт, накопленный “ДВ банком”, безусловный авторитет этого учреждения и, наконец, высочайшая степень доверия со стороны клиентов заслуживают, на наш взгляд, самого пристального внимания.
Накануне праздничной даты корреспондент “В” встретился с президентом банка Ядвигой Михайловной ДОБРЯНСКОЙ.

ТЫ ПОМНИШЬ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ?

- Как вообще возникла идея создать банк? Кому она пришла в голову?

- Борису Николаевичу Ельцину. Он сказал: “Надо!” и издал указ о коммерциализации банков...…

- А страха не было?

- Вы понимаете, поскольку мы не знали, что это такое, то страха действительно не было. Вот если бы сейчас предложили бы все начинать сначала, то, наверное, мы бы – с уже накопленными знаниями - еще не раз подумали, прежде чем взяться...… Поверьте, это чрезвычайно трудно – создать новый банк. Думать о том, что банкиры сидят на мешках с деньгами и все у них легко и просто, – наивное заблуждение. Это очень трудный бизнес, особенно сейчас. Если в прежние времена, возможно, было чуть проще, то сейчас – и тарифы стали намного жестче, и ставка рефинансирования все время снижается; поэтому сегодня в банковской сфере стало очень непросто зарабатывать. Да и конкуренция на рынке просто колоссальная.

Поэтому изначально каких-то глобальных задач мы перед собой не ставили. Но мы всегда стремимся к тому, чтобы клиентам было комфортно в нашем банке, чтобы мы действительно могли удовлетворить потребности любого клиента в банковских услугах. Вот эту задачу мы поставили с первых дней. И эта фундаментальная задача – максимум внимания к клиенту – остается для нас неизменной и по сей день.

- На кого вы ориентировались с самого начала – на юридические лица или на частных вкладчиков?

- Первыми были юридические лица. Чуть позже мы начали активно работать и с физическими лицами... …И кризис августа 98-го стал для нас тяжелейшим испытанием – именно в работе с частными вкладчиками. Когда физические лица выстроились в очередь: “Немедленно!”, “Срочно!”...… И конечно, их вполне можно было понять – ведь можно опоздать, а такой страх является сильнейшей движущей силой…...

Вот тогда мы еще раз убедились, что привлеченные средства физических лиц должны быть размещены таким образом, чтобы клиент в любую секунду мог их получить назад; то есть к долгосрочным операциям эти средства не привлекаются. И сегодня у нас любой клиент имеет возможность в любой момент расторгнуть договор и получить свой вклад, несмотря на то, что положил он деньги на более длительный срок. Это, конечно, создает определенные сложности в работе банка, зато укрепляет доверие вкладчиков.

ГЛАВНЫЙ КРИТЕРИЙ - СТАБИЛЬНОСТЬ

- Понятно, что вы работаете сегодня не в вакууме, количество финансовых учреждений, действующих на территории Владивостока и Приморья – включая филиалы московских банков, - исчисляется десятками и, насколько я знаю, приближается к полусотне. Борьба за клиентов идет чрезвычайно жесткая. Как вы себя ощущается в этой ситуации непрекращающейся конкурентной борьбы?

- Вы знаете, мы чувствуем себя вполне нормально. Все-таки 12 лет работы дали нам и определенное, я думаю, весьма солидное имя и, конечно же, бесценный опыт. Как-то толкаться на конкурентном рынке – это, поверьте, совершенно не наш подход. Наша исходная позиция, повторю, остается неизменной: банк существует для клиентов, и мы обязаны сделать все, чтобы каждый из них чувствовал себя совершенно комфортно и получал весь спектр услуг, в которых он нуждается. Качество обслуживания должно быть таким, чтобы клиент, придя один раз, остался с нашим банком.

Порой мы проводим опрос наших клиентов, спрашиваем – почему вы выбрали именно наш банк? Ответ, как правило, стандартный – потому что у “Дальневосточного банка” солидная история и репутация, сложившийся имидж устойчивого, стабильного кредитно-финансового учреждения. И это становится залогом того, что клиенты приходят к нам, изначально рассчитывая на взвешенные доверительные отношения. Показательная цифра: каждый месяц у нас открывают новые счета порядка 150 юридических лиц. Казалось бы, откуда что берется, все вроде вокруг тихо, спокойно. На самом деле жизнь бурлит, и деловая активность в последнее время явно на подъеме. И, как правило, если у обслуживаемой нами компании появляется “дочка”, то и она становится нашим клиентом, и так далее.

Что касается физических лиц, то опять же – судите по цифрам: только в этом году мы открыли больше 30 тысяч счетов частных вкладчиков. И поверьте, что при выборе банка клиента не особенно интересуют обещаемые сверхвысокие проценты; главный критерий – стабильность банка и гарантия возврата вклада. Ведь основное достоинство банка – быть с клиентом предельно честным. Если мы называем процентную ставку – у кого-то она, может быть, выше, у кого-то ниже, – то это честная ставка, и ни при каких условиях она ни на копейку не изменится. Мы стараемся делать так, чтобы клиент нам изначально верил и продолжал верить. Мы воздерживаемся от резких движений на рынке, не создаем излишней суеты, а поступательно - может быть, не очень быстро, - но вполне уверенно и твердо движемся вперед.

- Тогда возникают вопросы, связанные, скажем так, с “рецептом живучести”. Ведь легко можно назвать целый ряд банков, которые рухнули во Владивостоке на наших глазах в последние годы. Тоже, казалось бы, были солидные учреждения, стройки какие-то серьезные затевали… Так в чем секрет вот этого “рецепта живучести”?..

- Самое главное – точно и реально рассчитывать свои возможности. Как и в любом бизнесе – нельзя перешагивать некую грань. Действительно, можно строить дворцы, которые потом рухнут вместе с вашим бизнесом. И мы всегда старались не перешагнуть грань разумного, дозволенного, не злоупотребить деньгами клиентов. Ведь клиенты нам их доверили, и мы должны так ими управлять, чтобы в любое время выполнить свои обязательства перед клиентами. Это наша главная заповедь – крайне осторожно обращаться с деньгами клиентов. Нельзя их использовать на цели, не связанные с нашей основной деятельностью.

С чего началась первая волна банковских банкротств? Тогда была очень большая инфляция, и пошел очень активный приток денег клиентов. И кое-кто, похоже, понадеялся, что так будет всегда. И начали за счет денег клиентов возводить какие-то дворцы. Но ведь это же не заработанные банком средства, это деньги клиентов! Строить-то можно только за счет собственной прибыли!

…...Была, была эйфория у некоторых банков, ставки были безумные, и в этой ситуации было непросто сориентироваться и не поддаться какому-то соблазну. Но ведь в любой ситуации крайне важно уметь соизмерять свои потребности со своими возможностями. И главное – не обманывать ни своих клиентов, ни самих себя.

РАБОТЫ ХВАТИТ ДЛЯ ВСЕХ

- А как выглядит ваш банк на международном рынке, на рынке работы с карточками?..

- Ну, во-первых, надо отметить, что на сегодня мы обладаем всеми лицензиями, которые только существуют в банковской сфере. Очень многое из того, что сегодня кажется обыденностью, мы в Приморье начинали делать первыми – внедрение системы SWIFT, работа с драгоценными металлами, с карточками “Visa”...… Если говорить о международных расчетах, то, я думаю, “Дальневосточный банк” по-прежнему находится в лидирующем положении. У нас порядка 120 банков-корреспондентов и агентов в России и по всему миру. Мы работаем во всех основных валютах – и в Европе, и в Америке, и в Юго-Восточной Азии; там, где нужно нашему клиенту, там мы и работаем.

…...Если бы - это сейчас можно говорить “если бы” – не кризис 98-го года, то у нас был бы стабильный поступательный процесс. 98-й год откинул нас – всю финансовую систему России – в международных связях года на четыре. Только сейчас фактически восстанавливается то, что спокойно работало в 98-м году. Конечно, этому помогает и повышение рейтинга России, и политический климат, и поступательная динамика развития экономики в последние годы. Количество кредитных линий, открытых на нас зарубежными банками, на сегодня чуть меньше, чем было до кризиса, но они есть и открываются вновь.

Что касается карточек, то мы начали работать с “Visa” в 94-м году. Это была международная карточка, что существенно помогло решить проблемы наших клиентов и на внутреннем, и на международном рынке. Сегодня мы являемся крупнейшим банком - эмитентом карточек “Visa” не только в Приморье, но и на всем Дальнем Востоке; у нас крупнейшая сеть банкоматов. Сейчас в этом направлении активно начали разворачиваться и другие банки, но мы свои лидирующие позиции сохраняем. На сегодня у нас эмитировано около 14 тысяч карточек, и динамика – несмотря на конкуренцию на рынке – сохраняется весьма высокая.

- Вопрос о ваших международных позициях задан не случайно. Приходилось слышать такое мнение, что планируемое в обозримом будущем вступление России в ВТО, чего так добивается наше правительство, может создать известные проблемы для отечественных финансово-кредитных организаций, которым будет очень непросто конкурировать с мощными западными банками…

 - С одной стороны, это, может быть, и справедливая тревога, с другой – она не вполне отвечает существующим реалиям. Когда мы начали работать, здесь не было такого количества московских банков. Нам говорили: придут москвичи и рынок сразу захватят. Пришли. И что? Мы продолжаем работать как работали, и есть динамика, и все нормально. Я думаю, аналогичная ситуация будет и с приходом зарубежных банков. Потому что иностранные банки будут обслуживать определенные сектора экономики, они будут работать очень выборочно и осторожно. Они отдают себе отчет в том, что совершенно не понимают нашей психологии и на адаптацию к нашим условиям им потребуется очень длительный период времени.

Работы всем вполне достаточно. Ведь по большому счету у нас совершенно не охвачено население. Основная масса людей по-прежнему держит деньги “в чулке”, и если мы обслуживаем процентов 10 – и то, наверное, много...… А взять кредитование населения – оно у нас совершенно сегодня не развито, в то время как за рубежом это один из приоритетных видов банковской деятельности. Поэтому пусть приходят, работы всем хватит!

ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД ПРОДОЛЖАЕТСЯ

- Главная гордость любого банка – его клиенты. С кем в основном вы сегодня работаете?

- По большому счету мы работаем со всеми секторами экономики. В чуть меньшей степени, чем хотелось бы, мы можем обслуживать самых крупных корпоративных клиентов. Мы – опять же объективно оценивая свои возможности – по своему капиталу не можем пока поддерживать их наиболее крупные проекты. Понятно, что когда дело касается, к примеру, крупного судостроения, то такие клиенты обращаются в зарубежные банки. Что касается других проектов – скажем, до двух миллионов долларов, – это мы можем обслуживать самостоятельно.

Наш сектор – это прежде всего тот бизнес, который нуждается в грамотном и внимательном отношении, когда люди могут быть уверены в том, что вся сделка от начала до конца чиста и к ним ни со стороны контролирующих органов, ни со стороны партнеров никаких претензий не будет. Это мы обеспечиваем стабильно и на протяжении многих лет. И клиенты, которые с нами работают, ценят именно это. Таковы принципы нашего банка. Мы ведем абсолютно честный, прозрачный, или, как сейчас модно говорить, транспарентный бизнес. Вот уже восемь лет мы пользуемся услугами зарубежных аудиторов, параллельно идет российский аудит, наш внутренний – само собой, добавьте сюда еще контроль со стороны Центрального банка РФ.

- Мы говорим с вами об истории банка и о его сегодняшнем дне. Но, очевидно, ваши аналитики, специалисты, отвечающие за развитие банка, сейчас размышляют над завтрашним днем. Каковы эти планы, если не секрет?

- Знаете, у нас нет звездной болезни, как нет перед нами и лозунга типа “Догнать и перегнать!”. Мы ставим исключительно реальные задачи. У нас есть утвержденный наблюдательным советом стратегический план развития банка до 2006 года. Он предусматривает ежегодный прирост основных показателей – собственного капитала, привлеченных средств, кредитного портфеля и других – на 20-22 процента. На сегодня мы выполняем его даже с некоторым опережением, рассчитываем и впредь не сбавлять темпов.

Так, например, собственный капитал с начала года увеличился почти на 40 миллионов рублей, но при этом наращивание капитала – не самоцель; в соответствии с нормативами Центробанка именно от его величины зависят наши возможности оказывать услуги клиентам.

Что касается кредитного портфеля, то он за это же время увеличился примерно на 30 процентов.

Понятно, что стратегический план не ограничивается формированием основных параметров; в нем предусмотрены все основные направления нашей деятельности, которые мы планируем развивать в ближайшее время – это и широкое продвижение пластиковых карт, и кредитование предприятий малого и среднего бизнеса по совместной программе с ЕБРР, и потребительское кредитование, и внедрение новых видов розничных услуг, в том числе с использованием электронных расчетов, и многое другое.

Главное, мы не планируем ничего запредельного и сверхъестественного; мы выполняем свою основную задачу - максимально удовлетворять потребности наших клиентов.

Потому что мы хорошо знаем: ставить перед собой в наше время какие-то, может быть, очень красивые, но по сути фантастические задачи – это самообман и утопия. А мы – реалисты.

Пользуясь случаем, хотелось бы поблагодарить наших постоянных клиентов – спасибо, что вы с нами! Мы и впредь постараемся оправдывать ваше доверие. Хочу поздравить и коллектив банка – за 12 лет нам удалось многого добиться, но я твердо верю, что главное у нас впереди!

Автор: Беседовал Андрей ОСТРОВСКИЙ, «Владивосток»