Футболисты по природе

Светло-серый красавец конь робко шел на задних ногах вокруг манежа, осторожно переступая передними по бортику. Порой торопился, срывался, недовольно мотал головой, фырчал и успокаивался только, когда начинал громко хрумкать морковкой. “Он привык ходить по зеленой дорожке, которая лежала на бортике. Ее убрали, и конь боится, чувствует другое под ногами”,- пояснил происходящее дрессировщик Станислав Штейн. Мы попали на репетицию, во время которой Станислав Михайлович занимался со своими начинающими артистами. Совсем скоро они станут полноправными участниками номера “Дрессура на свободе”.

21 дек. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1094 от 21 дек. 2001
Светло-серый красавец конь робко шел на задних ногах вокруг манежа, осторожно переступая передними по бортику. Порой торопился, срывался, недовольно мотал головой, фырчал и успокаивался только, когда начинал громко хрумкать морковкой. “Он привык ходить по зеленой дорожке, которая лежала на бортике. Ее убрали, и конь боится, чувствует другое под ногами”,- пояснил происходящее дрессировщик Станислав Штейн. Мы попали на репетицию, во время которой Станислав Михайлович занимался со своими начинающими артистами. Совсем скоро они станут полноправными участниками номера “Дрессура на свободе”.

- Мои лошади без всадников делают в манеже разные трюки: ходят на задних ногах, прыгают через скакалку, играют в футбол, танцуют вальс, - рассказывает Станислав Михайлович. - Всего у меня восемь лошадей, в работе заняты пять старичков, троих молодых жеребцов пока готовим к выступлениям. Все мои артисты - жеребцы, кобыл нам нельзя заводить, иначе кони весной откажутся работать.

- Сколько времени уходит, к примеру, на то, чтобы научить лошадь играть в футбол?

- Если честно, для лошади это естественное движение. Нужно научить ее по команде бить именно по мячу, а наша задача вовремя подбросить мяч. В вашем цирке мячи улетают за 15-й ряд.

А вообще на подготовку трюка в среднем уходит год, но все зависит от лошади. Они, как и люди, бывают способные и не очень. У меня была одна лошадка, которая на второй день поняла, что от нее требуется, а с другой мы чуть не полгода бились, пока она догадалась, что нужно делать. Я стараюсь на конных заводах брать молодых неиспорченных лошадей, двух-трех лет. Ведь в нашем деле лучше научить, чем переучивать.

- Какой самый сложный трюк в вашем номере?

- Для лошади сложно научиться ходить на задних ногах. Она весит примерно 350 килограммов; чтобы пройти на задних ногах, нужны большие усилия. Такие трюки у нас исполняют только молодые лошади. К 20 годам они уже слабеют. И через скакалку у нас пока никто не прыгает. Старичок, который это делал, пал, сейчас готовим на смену молодую лошадь. Вообще рабочие лошади по сравнению с нашими живут намного меньше, около 15 лет, а цирковые живут и по 30. У нас кони ухоженные, большой физической нагрузки у них нет. Питание – отменное. Каждый день мои артисты получают по два килограмма моркови, овес и сено. Старые лошади (после 15 лет) переходят на диетическое питание. У них зубы стираются, трудно разжевывать овес. Даем им молоко, вбиваем туда одно яйцо, добавляем геркулес. Эту смесь и едят. Правда, один мой старичок, ему уже 27 лет, молоко не любит, и все тут.

- А какие лошади по характеру?

- Сейчас у меня очень добрые лошади, но вообще есть норовистые. У меня был конь, дончак, очень злобный, он даже на рабочих, которые его кормили, бросался.

Есть лошади пугливые. У нас Маршрут такой, боится резких звуков, движений. Вот сейчас на репетиции молодые лошади хорошо работали, а когда начнется представление, зажгут яркий свет, заиграет громкая музыка, они затрясутся. Поэтому во время репетиций нам приходится включать магнитофоны, яркий свет. Лошади очень боятся аплодисментов. Мы приглашаем людей, чтобы они специально хлопали, стучали в тазы и ведра.

- Всем известно, что лошади еще и очень умные животные. Это так?

- Да, а есть очень хитрые. У моего отца (у нас цирковая династия, еще мой дед до революции работал с лошадьми, теперь ими занимается и мой сын) была такая лошадь. Перед тем как идти на манеж, обычно им застегивают повода, чтобы сохранить строгость силуэта, чтобы лошадь не болтала головой. Так вот, перед самым выходом на арену к этой лошади идут с поводами, а она вдруг опрокидывается на пол и лежит. Конечно, отец ее пожалел, не повел работать. На другой день та же история. На третий день приехало в цирк начальство просматривать программу. В такие моменты все готовятся к выступлению особенно тщательно, а эта лошадь опять опрокинулась. Тут отец не выдержал, как врезал ей, лошадь от испуга вскочила, глаза вытаращила: в чем дело? Ее ведь никогда не наказывали. И ничего, стала симулянтка работать нормально. Припадки мигом закончились.

- Однако! Бить животное жестоко.

- Даже родителям иногда приходится шлепать своих детей, чтобы они слушались. Бывают такие животные, которые прекрасно знают трюки, но не хотят работать, ленятся. Приходится их заставлять. Это не значит – бить. Дрессура основывается совсем на другом. Кнутом ничему научить животное нельзя. Только любовью.

- Лошади не агрессивны?

- Бывает, и кусают, но это не со зла. Лошади друг друга иногда чешут за холку зубами, играют, вот и с человеком так пытаются. Прикусывают легонечко, потом могут и посильнее прихватить. А на ноги мне наступали столько раз! На репетицию стараюсь надеть сапоги помощнее, лучше кирзовые. И задом меня лошадь била, оба колена покалечены, но это я сам виноват, слишком близко подошел во время репетиции трюка, она меня и ударила.

- Что им может не понравиться?

- Жеребцы нервничают, когда появляются чужие лошади, рявкают, задом бьют. К другим животным они относятся спокойно, но мы стараемся, чтобы на конюшне не было хищников. Их запах лошадей нервирует. А еще они, как и все животные, не любят пьяных. Правда, я знаю один уникальный случай. У Дурова был удивительный слон, почему-то он сильно любил служителя, который за ним ухаживал. Этот рабочий напивался вдрызг, приходил в слоновник, ложился на сено и спал так всю ночь, а слон его оберегал. Один раз рабочий напился и заснул, а слона нужно было выводить на представление, так вот даже Дуров не смог подойти к животному. Слон никого не подпускал, пока не проснулся служитель. Вообще животные очень привыкают к человеку, особенно любят служителей, они общаются с животными больше, чем дрессировщики, чистят их, кормят.

- Станислав Михайлович, у вас есть любимый анекдот про лошадей?

- К сожалению, я не умею рассказывать анекдоты, но очень люблю читать анекдоты от Юрия Никулина. Каким Никулин был хорошим человеком и замечательным артистом! Помню, он начинал у Карандаша в сцене с лошадью. Играл подсадку – якобы простого зрителя, выходил на манеж в кирзовых сапогах, в телогрейке, и никто в зале не сомневался, что он приехал из глухой провинции и просто вышел на арену покататься на лошади. Она Никулина скидывала, было очень смешно. А лошадь для этого номера выводил я… Нам часто потом приходилось работать вместе. О Никулине у меня остались самые добрые воспоминания.

- Как вы думаете, что нам ждать от будущего года Лошади?

- Плохо разбираюсь в гороскопах, скажу как дрессировщик: к лошади нужно относиться по-доброму, тогда она не покажет свой норов.

Автор: Татьяна НАГОРНАЯ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»