Новый партнер Восточного порта

Сначала, как водится, было слово. 19 сентября в информационном электронном издании Seanews появилась публикация с сенсационным заголовком «Новый хозяин Восточного». Автор сообщал, что «одна из дочерних компаний «Северстальтранса» скупила 19,9 процента акций порта Восточного и желает этот пакет увеличить». Заголовок в малой степени соответствовал содержанию, но тему сразу же подхватили некоторые региональные СМИ, и стал расти снежный ком необъективных печатных интерпретаций. Одна из газет, например, нарисовала такую вот мрачную картинку: «Столичная экспансия в Приморье набирает обороты. Вслед за портом Посьет, контрольный пакет акций которого в начале этого года перешел к группе МДМ, «пал» самый крупный порт Дальнего Востока – Восточный».

30 окт. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1067 от 30 окт. 2001
Сначала, как водится, было слово. 19 сентября в информационном электронном издании Seanews появилась публикация с сенсационным заголовком «Новый хозяин Восточного». Автор сообщал, что «одна из дочерних компаний «Северстальтранса» скупила 19,9 процента акций порта Восточного и желает этот пакет увеличить». Заголовок в малой степени соответствовал содержанию, но тему сразу же подхватили некоторые региональные СМИ, и стал расти снежный ком необъективных печатных интерпретаций. Одна из газет, например, нарисовала такую вот мрачную картинку: «Столичная экспансия в Приморье набирает обороты. Вслед за портом Посьет, контрольный пакет акций которого в начале этого года перешел к группе МДМ, «пал» самый крупный порт Дальнего Востока – Восточный».

Естественно, работники и акционеры порта не на шутку встревожились. Поползли зловещие слухи. Стали поговаривать, что готовится смена руководства ОАО и что первые лица предприятия в спешном порядке распродают свои акции. В общем, возникла ситуация, которую принято называть «паникой на корабле».

«Капитаны» отреагировали быстро и четко. Состоялась встреча с портовиками, в ходе которой были даны разъяснения по всем вопросам, возникшим в связи с переменой крупного акционера предприятия. Кроме того, председатель совета директоров ОАО Геннадий Жебелев счел своим долгом успокоить общественность. Он побеседовал с представителями средств массовой информации.

«Должна же существовать какая-то этика! – возмущается Геннадий Жебелев позицией некоторых местных журналистов. – Вместо того чтобы приехать и поговорить с руководителями порта, они погнались за сенсацией и ничтоже сумняшеся переписали интернетовскую галиматью».

Бывший гендиректор перечислил наиболее грубые ляпы этой самой «интернетовской галиматьи». В Seanews скупщиком акций Восточного порта называется «одна из дочерних компаний «Северсталь-транса». Это неправильно. По словам Геннадия Жебелева, «Северстальтранс» входит в группу компаний «Северсталь» и своих дочерних компаний не имеет. Далее в «галиматье» в качестве информатора упоминается некий «представитель порта Восточного». Нет ни должности, ни фамилии информатора, поэтому мы имеем дело с лицом мифическим. Но разве может доверять такому источнику уважающее себя печатное СМИ? Наконец, электронное издание неверно обозначило цифру скупленных «Северстальтрансом» акций Восточного порта. В публикации говорится о 19,9 процента, тогда как речь должна идти о 31 проценте.

Геннадий Жебелев считает, что только специалист может правильно интерпретировать происходящее. Оценивая нынешнее положение порта и ситуацию, связанную со скупкой акций ОАО, председатель совета директоров начал с небольшого исторического экскурса.

Восточный порт был акционирован (кстати, первый в системе ММФ) в 1992 году. Уставный капитал составлял 623 605 тысяч рублей и делился на 2 494 420 акций (2 119 462 - обыкновенные и 374 958 – привилегированные). Акционерами порта стали 3000 человек, в основном – работники предприятия. Не все тогда понимали, каким богатством они располагали, и в короткое время было распродано 65 процентов акций. При этом оказалось, что более 30 процентов акций попало в собственность американского бизнесмена Кеннета Дарта.

Благодаря грамотной работе руководителей предприятия Восточному порту удалось найти общий язык с Дартом и избежать краха во время экономического развала в стране. Все эти годы порт успешно работал и развивался, привлекая как российских, так и иностранных инвесторов. В развитие порта было вложено 65 миллионов американских долларов.

Зная, что Кеннет Дарт собирается продать свои акции, руководители порта провели большую работу по поиску достойного покупателя. Им оказалась компания «Северсталь» во главе с генеральным директором Алексеем Мордашовым.

- Слава богу, - говорит Геннадий Жебелев, - что пакет (не 19,9 процента, как говорится в Seanews, а 31 процент) купил именно Мордашов. Только такой незаурядный человек, обладающий блестящими познаниями в области экономики, мог в полной мере оценить значение Восточного порта. В его лице мы обрели прекрасного инвестора.

В 2000 году Восточным портом была приобретена нефтебаза, и благодаря финансовому участию «Северстали» ОАО сегодня работает на равных условиях с крупнейшей российской нефтяной компанией «Юкос». Подписан договор на 100 тысяч тонн металла, который пройдет через пятый и шестой причалы порта. На базе ППК-2 планируется создание совместного предприятия с одним из крупных металлургических комбинатов. Это грузы, работа, а значит, и стабильный заработок.

Что касается желания «Северстали» приобрести контрольный пакет акций порта, то запрета мы дать не вправе. Решение принимает каждый индивидуально. Вообще же говорить о контрольном пакете рано. Восточным портом интересуются многие, и скупка акций продолжается. Этим занимаются несколько московских инвестиционных компаний, в том числе ИК «Тройка-Диалог».

Беспокойство работников порта, считает Геннадий Жебелев, понять можно. Оно естественно. Вместе с тем председатель совета директоров заявляет, что истинным хозяином предприятия было и остается собрание акционеров. «Искусство управления предприятием, - говорит он, - заключается не во владении контрольным пакетом, а в умении составить правильную стратегию предприятия».

Геннадий Жебелев выражает удовлетворенность тем обстоятельством, что именно группа Мордашова первенствует в борьбе за контрольный пакет акций Восточного порта. Существуют и менее желательные варианты. Главное в этой ситуации – дать понять работникам предприятия, что их положение в связи с возможными новациями не ухудшится.



Алексей Мордашов начинал главным инженером череповецкого комбината «Северсталь». Сегодня он генеральный директор крупнейшего российского концерна и человек, которому прочат блестящее будущее. По слухам, Алексей Мордашов рассматривается федеральной властью как кандидат на пост одного из вице-премьеров. Руководимый им металлургический комбинат ОАО «Северсталь» занимает восьмое место среди 100 предприятий, имеющих наибольший вес в экономике России. «Северстали» удалось завладеть сырьевыми и перерабатывающими предприятиями, такими как ОАО «Карельский окатыш», Заволжский моторный завод, Ульяновский автомобильный завод (УАЗ), и другими. Кроме того, «Северсталь» владеет крупным пакетом акций порта Туапсе и имеет мощную социальную сферу.

Геннадию Жебелеву 62 года. Родился 9 мая. Эту дату, как и место рождения – город-герой Керчь, считает для себя знаковыми. По образованию – морской инженер, служебную карьеру начинал в Прибалтике. 25 лет успешно руководил Восточным портом. В 1998 году добровольно ушел с поста генерального директора предприятия на должность председателя совета директоров ОАО «Восточный порт». Ныне делится опытом с новым руководством. Считает себя патриотом Восточного порта и поселка Врангель. Принимает близко к сердцу все, что так или иначе влияет на работу родного предприятия.

Кеннет Дарт, мультимиллионер, пользуется репутацией скандального бизнесмена. Наиболее ярко проявил себя в Бразилии, где скупкой акций крупнейших предприятий едва не подорвал экономику страны. Характеризуется как человек без принципов. Приобретенные им акции правительство Бразилии было вынуждено выкупить за баснословную цену.

Восточный порт является одним из крупнейших предприятий не только Дальнего Востока, но и России в целом. По итогам 2000 года грузопереработка составила более 13 млн. т, чистая прибыль порта - 322 091 тыс. руб. Согласно уставу дивиденды акционерам будут начислены из расчета 10 процентов от полученных прибылей. Порт продолжает работать в обычном режиме, намереваясь в дальнейшем увеличивать объемы грузопереработки и количество рабочих мест.