Находка Тура Хейердала. Неизвестные факты "похищения" известного путешественника

20 лет назад в Находке случилась воистину детективная история, происшедшая со знаменитым норвежским этнографом и путешественником, двадцатикратным доктором наук Туром Хейердалом. Об этом в своей еще не вышедшей книге “Залив Америка” намерен поведать известный находкинский журналист и поэт Геннадий Фокин. Главу о Туре Геннадий Петрович первым делом предоставил нашей газете.

30 окт. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1067 от 30 окт. 2001
20 лет назад в Находке случилась воистину детективная история, происшедшая со знаменитым норвежским этнографом и путешественником, двадцатикратным доктором наук Туром Хейердалом. Об этом в своей еще не вышедшей книге “Залив Америка” намерен поведать известный находкинский журналист и поэт Геннадий Фокин. Главу о Туре Геннадий Петрович первым делом предоставил нашей газете.

В нашем городе в разные годы побывало немало известных в стране и в мире людей. Почетным гостем шестого международного семинара молодых исследователей по проблемам сотрудничества в бассейне Тихого океана, проводившегося в Находке в августе 1981 года, был известный мореплаватель, капитан “Кон-Тики”, “Ра”, “Ра-2” и “Тигрис”, норвежский ученый и исследователь Тур Хейердал.

В период пребывания в Находке по приглашению Дальневосточного научного центра АН СССР он посетил одну из биологических станций в заливе Восток. Но мало кто знает, что была еще одна, несанкционированная, поездка на берег бухты Подосенова (поселок Приисковый), где знаменитый мореплаватель запросто, в неформальной обстановке, купался в одолженных кем-то из нас плавках, угощался морепродуктами, выловленными местными рыбаками-любителями, и русской водочкой. И остался весьма доволен...…

А было так. В конференц-зале интерклуба, где проходил симпозиум, было нечем дышать – за окнами пылал жаром август. Настольные вентиляторы тщетно пытались освежить воздух (кондиционеров мы тогда видеть не видели). По одну сторону одного из длинных столов сидели и слушали выступающих журналисты центральных, краевых и местных средств массовой информации. И тоже изнывали от духоты. А где-то совсем недалеко люди плескались в прохладном море...… Эта мысль не давала покоя: вот сбежать бы туда с этой нудной говорильни!

И вдруг я увидел прямо перед собой человека, которого невозможно было не узнать – Тур Хейердал! Знаменитый на весь мир путешественник и ученый откровенно дремал…...

В первом же перерыве (Владимир Шкрабов и Игорь Гусев – “Красное знамя”, Александр Теплюк – “Комсомольская правда” и автор этих строк) подошли к Хейердалу с просьбой дать интервью всем сразу. Тут же выяснилась и причина его усталого вида – до Находки он был участником двух недельных симпозиумов, в Риме и в Ташкенте, и сейчас просто физически не готов ни к какому интервью. “А если сейчас поехать на берег моря? – предложили мы. – Будут уха, трепанги…...”

...И вот наша “Волга” мчится по дороге на Приисковый. Везем Тура за город! Не дай бог, что случится...… Так и есть, кто-то позаботился о безопасности гостя – за нами увязалась машина с мигалкой. Догнали, перегнали, остановили и, убедившись, что тот, кто “путешествовал с Юрием Сенкевичем”, сидит в машине, поехали впереди нас. Они оказались славными ребятами: раздевшись на берегу до семейных, а может быть, казенных, трусов, помогли развести костер и попросили разрешения присутствовать при интервью.

-Какие у вас приветливые агенты в секретной службе, - заметил Хейердал.

Через полчаса был накрыт роскошный “стол”, то бишь расстеленная на земле скатерть. Потом приехала моя жена с подругами, с детьми, с сетками. Берег огласился детскими голосами. Пока резалась и укладывалась в тарелки еда, Тур Хейердал купался, нырял в моей маске. После чего сказал, что здесь очень чистая бухта. И что он впервые купался по эту сторону Тихого океана...…

А интервью… Оно постоянно набирало силу, и первый вопрос был записан в блокноты: “Когда в вашей жизни вы были счастливее всего?” И ответ: “Я счастлив прямо сейчас, в эту самую минуту!”

-Понравилась Находка?

-Очень! – ответил Тур. –Вообще-то я люблю все портовые города: и Амстердам, и Ленинград, и Гонконг, и Марсель. И любую самую маленькую гавань, как вот эта. В портовых городах я испытываю чувство, которое не может испытывать человек, ни разу не выходивший в открытое море.

Он замолчал и стал смотреть на бухту. Удивительный взгляд у этого старика (67 лет) – полный спокойствия и мудрого любопытства... На море, на сопки, круто взбирающиеся вверх, он смотрел внимательно, будто хотел запомнить, а потом все увиденное обдумать.

Потом мы словно поменялись ролями – он стал задавать вопросы: “Какие деревья растут в Приморье? Есть ли поблизости фермы? Пасут ли скот на этих красивых лугах?” Да. Он необычайно любознателен, и вопросы его не просто любезность гостя, желающего не обидеть хозяев. Интерес его искренний...…

В полночь мы вернулись в Находку. У гостиницы нервно прохаживались руководители симпозиума, кураторы, которые днем потеряли почетного гостя. Нам удалось проскочить, избежав неприятных объяснений...…

Но наутро меня прямо из дома вызвонил к себе второй секретарь горкома партии Геннадий Катков, мой старый знакомый еще по работе в горкоме комсомола, и закрыв плотно дверь, сказал: “Твое счастье, что вчера не было в городе первого, а то ты не отделался бы так просто...… Когда хватились Хейердала, не знали, что и думать! Пока мне не доложили из ГАИ, что вы уехали куда-то на берег. Авантюристы, может, и я бы с вами поехал...”

А интервью у всех журналистов получились интересные, живые, некабинетные…...



По материалам сети Internet

Известный норвежский путешественник Тур Хейердал утверждает, что родиной викингов является не Скандинавия, как считалось ранее, а южная Россия, откуда они были изгнаны римлянами. Общепринятая теория гласит, что викинги - это датские, норвежские и шведские воины-язычники, которые в IX-XI веках совершали набеги на поселения и города европейского побережья. Слово vikingr в древних скандинавских языках означало “пират”.

Тур Хейердал пытается доказать, что первые викинги служили наемниками в древних княжествах на территории России с I века до н. э. до III века н. э. и были предками казаков.

Норвежский путешественник убежден, что легенда о боге Одине - предводителе скандинавских богов - берет свое начало в жизни реального викинга, который был рожден в русских степях и привел свой народ в Скандинавию.

Чтобы доказать свою теорию, подтверждение которой он нашел в исландских сагах XII-XIII веков, 86-летний Хейердал начал археологические раскопки в древнем городе Танаисе недалеко от Азова, где он надеется обнаружить следы древней цивилизации викингов. Для проведения раскопок Тур Хейердал собрал группу норвежских, шведских и российских археологов.

Ранее российские историки утверждали, что Танаис был основан еще до прибытия туда греческих поселенцев, возможно, древними викингами. Некоторые ученые выдвигают теорию, согласно которой Россия является родиной норманнов и викингов, что противоречит более распространенной версии, гласящей, что викинги периодически вторгались на территорию Древней Руси, и в конце концов их представители были избраны первыми русскими князьями.

Тур Хейердал получил мировую известность впервые еще в 1947 году, когда он организовал экспедицию на плоту “Кон-Тики” и с шестью другими норвежцами пересек Тихий океан, проплыв три тысячи миль от берегов Перу до островов Полинезии. Его книга, рассказывавшая о 101-дневном путешествии, стала международным бестселлером и была переведена на 67 языков.

В 1969-70 годах Тур Хейердал организовал две экспедиции через Атлантический океан на папирусных лодках “Ра” и “Ра-2”, а в 1977 году - на тростниковой лодке “Тигрис” по реке Тигрис, Персидскому заливу и Аравийскому морю. На обеих “Ра” и на “Тигрисе” знаменитого норвежца сопровождал российский путешественник Юрий Сенкевич.

В настоящий момент Тур Хейердал живет со своей четвертой женой на острове Тенерифе и помимо всего прочего занимается изучением местных пирамид.

Автор: Геннадий ФОКИН, Игорь ГУСЕВ (фото), специально для "В"