В таможенной “стае” прибавление
На три месяца сверх нормы затянулось в Хабаровске строительство нового таможенного катера по заказу ГТК для Дальневосточного таможенного управления – но лучше поздно, чем никогда. И в последний летний день со стапелей оборонного судоремонтного предприятия было торжественно спущено на воду уникальное судно для охраны морских биологических ресурсов и борьбы с контрабандистами. Две с половиной недели его будут доводить на воде в затоне Уссурийской протоки. А затем экипаж нового катера выйдет на ходовые и боевые испытания. Путь пройдет по Амуру, Татарскому проливу и Японскому морю. Помимо проверок морских качеств таможенники обследуют рыбодобывающие участки у побережий Хабаровского края, Сахалина и Приморья. Портом приписки станет Находка. Именно здесь судну предстоит долгая служба.
На три месяца сверх нормы затянулось в Хабаровске строительство нового таможенного катера по заказу ГТК для Дальневосточного таможенного управления – но лучше поздно, чем никогда. И в последний летний день со стапелей оборонного судоремонтного предприятия было торжественно спущено на воду уникальное судно для охраны морских биологических ресурсов и борьбы с контрабандистами. Две с половиной недели его будут доводить на воде в затоне Уссурийской протоки. А затем экипаж нового катера выйдет на ходовые и боевые испытания. Путь пройдет по Амуру, Татарскому проливу и Японскому морю. Помимо проверок морских качеств таможенники обследуют рыбодобывающие участки у побережий Хабаровского края, Сахалина и Приморья. Портом приписки станет Находка. Именно здесь судну предстоит долгая служба.
Виталий Кирсанов”
На борту судна красуется имя генерал-лейтенанта таможенной службы Виталия Кирсанова, последние годы возглавлявшего Дальневосточное таможенное управление. Виталий Антонович стоял у истоков создания ДВТУ, прошел все ступени служебной лестницы. Его порядочность, острый ум и деловая хватка всегда вызывали уважение у сослуживцев и подчиненных. Поэтому когда генерал Кирсанов скоропостижно скончался, то сомнений не было: именно его имя необходимо увековечить на борту нового судна.
Большое таможенное судно (класс “Меркурий”) на воздушной каверне предназначено для круглогодичной эксплуатации в незамерзающих акваториях близлежащих морей. При экономичном расходе топлива скорость в пределах 30 узлов. При максимальной работе двух дизелей (устройство каверны позволяет под корму нагнетать воздух, благодаря чему корпус приподнимается над водой) катер развивает скорость до 50 миль в час. Автономность и дальность плавания составляет пять-шесть суток и не менее 500 миль. При этом судно имеет высокие мореходные качества для плавания в штормовых условиях. В состав экипажа входят 14 моряков.
“Виталий Кирсанов” пополнит флотилию таможенных судов. В позапрошлом и прошлом году Хабаровский СРЗ построил для ДВТУ два катера. Они получили имена Петра Матвеева – прославленного советского таможенника на Дальнем Востоке и Павла Верещагина – любимого героя (таможенника царских времен) нашей страны из кинофильма “Белое солнце пустыни”.
“Серые волки”
Российские браконьеры и контрабандисты уже прозвали эти катера “серыми волками”. За их внезапное появление в самый неподходящий для нарушителей закона момент, за скорость и маневренность, за сноровку экипажа, готового взять на абордаж любое рыболовецкое или торговое судно, за принципиальность при работе с нечистыми на руку рыбаками.
“Петр Матвеев” и “Павел Верещагин” сейчас служат на Сахалине и охраняют морскую таможенную границу с Японией, а кроме того, принимают участие в операциях Дальневосточной оперативной таможни, Тихоокеанского регионального управления ФПС и управления Сахалинрыбвода.
По просьбе “В” пресс-центр ДВТУ подготовил сведения о работе морской таможенной стражи за последнее время. Только за две минувшие недели остановлено и досмотрено более десятка судов, из которых шесть пришлось задержать, а в отношении трех экипажей возбуждены уголовные дела.
Так, на РТС Kosei maru-18 под флагом Белиза одной из японских компаний, но с российскими гражданами на борту было обнаружено около девяти тонн живого камчатского краба стоимостью под полмиллиона рублей.
Следом пришлось взять под арест сейнер “Георгий Попов” из Невельска за лов краба в территориальных водах России и попытку его провоза в соседнюю страну. В трюмах находилось более пяти тонн живого краба.
Боевое оружие для остановки сахалинской рыболовной шхуны “Пионер-2” пришлось применить таможенникам в 12-мильной экономической зоне. Рыбакам было что скрывать от глаз инспекторов-оперативников. Для вывоза в Японию на борту находилось четыре с лишним тонны краба.
На этом фоне мелким выглядит улов на рыбацком судне “Соколовка” с портом приписки Советская Гавань. Рыбаки компании “Тайфун” незаконно выловили 1728 килограммов морского деликатеса. Однако был составлен протокол, и крупный штраф судовладельцу платить придется.
Самая богатая добыча за последний год попалась в руки морских таможенников 17 августа. Рыболовная шхуна незаконно пересекла государственную границу и следовала в один из портов на Хоккайдо. “Серые волки” ее догнали, принудили остановиться и досмотрели. На борту находилось более 12 тонн краба. Незамедлительно последовало задержание и конвоирование шхуны к родным берегам.
Деятельность “Петра Матвеева” и “Павла Верещагина” в районе Сахалина и Южных Курил предотвратила для России экономические потери на сотни миллионов долларов США. Теперь подобный заслон появится и в Японском море. Уже этой осенью на охрану границы у побережья Приморья и морских рыболовных участков в 12-мильной зоне выступит “Виталий Кирсанов”. Но это будет уже совсем другая история.
Автор: Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток"