Судьбу медали решает сочинение
В нынешнем году в Приморье было 488 претендентов на золотые медали, но оправдались радужные надежды только 210 выпускников школ. Часть из не попавших под золотой дождь довольствовалась серебром. А некоторые вообще выпали из обоймы медалистов. Пятнадцать троек выставила краевая комиссия при проверке экзаменационных сочинений, не подтвердив высокую оценку школьных учителей.
В редакцию обратились родственники одной из выпускниц, обделенной, как они считают, заслуженным золотом. Ее подвели речевые ошибки в сочинении. Но не слишком ли взыскательными были проверяющие, перечеркнув одним махом все десять лет старательной учебы, пятерки по остальным предметам?
- Нас то обвиняют в раздаче направо-налево золотых медалей, то подозревают чуть ли не в кровожадности, - говорит в ответ на эти сомнения начальник управления народного образования краевой администрации Константин Межонов. – В последние годы в прессе не раз мелькало подозрение, что в Приморском крае, где медалистов без экзаменов бесплатно берут в вузы, немало дутых отличников, которых за уши дотягивают до медали. Я категорически не согласен с тем, что золото у нас получают слишком много ребят. Максимум – 260 человек – был отмечен в 1999 году. Потом с некоторым уменьшением числа выпускников школ уменьшилось и число счастливчиков: в 2000 году сумели удержать высокую планку 240 будущих абитуриентов, в нынешнем – уже 210. Если рассчитать их долю от общего числа окончивших среднюю школу, то получится всего один процент. А в Москве – два с половиной процента, в среднем по России – шесть. На юге страны эта цифра доходит до 15 процентов! Мыслимо ли? По общемировой статистике одаренных детей рождается не более четырех процентов, и они могут быть талантливы в одной сфере, а вовсе не показывать успехи абсолютно по всем школьным предметам. По всему выходит, что в каких-то регионах купить золотой имидж совсем не сложно.
- Но не перегибаете ли вы палку в другую сторону, стараясь избежать подобных обвинений в свой адрес? В семьях испытали шок от рухнувших надежд на самом последнем этапе, и многие не верят в то, что их круглых отличников срезали по справедливости, а не потому, например, что краю слишком накладно брать на свои плечи обучение большого количества медалистов.
- Мы показываем письменные работы со всеми отмеченными ошибками и недочетами выпускнику, когда он приходит оспорить правоту комиссии. В большинстве случаев нетрудно убедиться в том, что пятерка была бы незаслуженной.
- А бывает наоборот?
- Я припоминаю два случая, когда оспаривалась четверка за содержание сочинения и авторам удалось доказать, что члены комиссии их не совсем правильно поняли. Очень редко, но случается, что не согласившиеся с оценками краевой комиссии обращаются с жалобами в министерство образования, за последние три года было два таких конфликта. В одном случае министерство образования полностью признало нашу правоту, а во втором ответ был двузначным: пятерку поставить можно, но это – на усмотрение опять-таки краевой комиссии. Мы, естественно, поступили в интересах ребенка, и медаль, хоть и с опозданием в полгода, была вручена.
- Надо полагать, что у каждого есть такое право – обратиться в вышестоящую инстанцию?
- Да, конечно, можно напрямую обратиться в министерство образования, которое потом запросит спорные экзаменационные работы у нас, либо сначала - в краевое управление народного образования, специалисты которого в присутствии выпускника запечатают эти работы и отправят в Москву спецпочтой.
- Но ведь на самом деле цена золотой медали в Приморском крае очень высока?
- Это так, поэтому мы не исключаем, что родители могут в своей школе как-то договориться с учителями, всеми правдами и неправдами вести его к медали. Это одна из причин того, что мы применяем несколько степеней защиты при выведении итоговой оценки.
- А члены краевой комиссии сговориться не могут?
- Отработанный механизм исключает и это. Но вернемся к первому этапу - школе. Поскольку сейчас учитываются результаты только за последние два школьных года, краевое управление берет на учет всех потенциальных медалистов в десятом и одиннадцатом классах. По итогам каждого полугодия сверяем новые списки с предыдущими, чтобы не оставить лазейки для подделки первичных документов, исправлений в журнале. К экзаменам для отличников специально заготавливаются тетради – черновик и чистовик – с печатями краевого управления и подписями его специалистов. И учитель уже никак не может поспособствовать тому, чтобы его подопечный переписал работу после его подсказки. Сочинения и контрольные по математике претендующих на золото проверяются сразу же после экзамена и в кратчайшие сроки передаются нам.
Члены краевой комиссии, проверяя работу, даже не знают, чья она – титульные листы снимаются. Если кто-то из трех проверяющих поставил хотя бы одну четверку, ее смотрят еще двое членов комиссии, и потом подводится итог. Комиссия располагается в большом помещении, ее члены сидят далеко друг от друга, чтобы не было возможности посовещаться. Все даже строже, чем на экзамене. Ежегодно комиссия обновляется на 60-80 процентов, приглашаем в нее учителей с разных территорий края и только с высшей категорией. Входят в нее также специалисты высшей школы и института усовершенствования учителей.
- Мне эта тема близка, потому что в свое время меня точно так же срезали, лишив медали из-за того, что одно из заданий по математике было решено нерационально.
- Это довольно спорный момент. Чаще всего с математикой – наукой точной – проблем не возникает, а вот к сочинениям претензий хватает. Начиная с орфографических ошибок. Русский язык все-таки очень сложный.
- Получается, что в итоге судьбу золотой медали решает сочинение?
- Это общероссийская практика. Строгий подход к качеству экзаменационных работ и оправданный отсев дают гарантию, что золото есть золото самой высокой пробы. Свой имидж медалисты подтверждают в вузах. Большинство из тех, кто уходит из институтов и университетов с красными дипломами, это наши золотые медалисты.
Автор: Надежда БРАЖИНА, "Владивосток"