А в небе горит звезда рыбака...
На утренней зорьке, когда над селом Ливадия тают последние звезды, малый флот рыбопромышленной корпорации “Посейдон” выходит на прибрежный лов. Здесь так же, как и на большой путине, каждый час год кормит. Вот и стараются рыбаки дорогое промысловое время использовать по максимуму.
МТ-250 вскидывается на волнах, и кажется, будто в такт с ним равномерно поднимается и опускается берег.
- Сейчас подскочим к нашему холодильнику за свежим ледком и питьевой водой. А потом возьмем курс к мысу Лихачева, - говорит капитан Валерий Храпков. - Из-за непогоды в прошлую декаду потеряли пару промысловых дней. Надо наверстать. Заработки, сами знаете, у нас количеством рыбных хвостов определяются.
А между тем Японское море и сегодня спокойствием не балует. На палубе пронизывает холодный ветер. И хотя небольшой антициклон волну до небес не поднимает, но малый тральщик качает сильно.
- Это мелочи, погода-то нынче к рыбалке, - считает капитан. - А если посчастливится, может, и с первого траления свой “звездный час” поймаем.
Валерий Константинович знает, что говорит. Ведь в море он уже 32 года трудится. После Холмской мореходки начинал на транспортных судах. Но интерес к рыбацкому делу оказался сильнее.
- Ну, с богом, - улыбается капитан. - И чтоб заладилась рыбалка! Сбегаем для начала к любимой банке Тунгуске. Проверим, как там терпужок. Может, и минтай будет. А к ночи, если погода не подведет, поставим снюрревод на синекорую камбалу.
Экипаж имеет квоты еще и на вылов осьминога, кукумарии. Но, похоже, добывать камбалу рыбакам больше нравится: тут и сам промысел интересный, да и рыба эта у покупателя всегда спросом пользуется.
К слову, МТ-250, то бишь малому тральщику, нет еще и года. На промысле он с прошлого сентября, а создан в РПК “Посейдон” по собственному проекту и построен на верфи Гайдамакского СРЗ, принадлежащего корпорации. На этом заводе построили за последние годы для разных заказчиков 15 судов малого флота нескольких модификаций. К спуску готовы еще шесть.
- Наш тральщик на первый взгляд маленький. Но у него хорошие технические и мореходные качества, отличная поисковая и навигационная техника известных зарубежных фирм. Не на каждом большом траулере есть такие приборы. Ну а с нашим опытным капитаном мы в пролове не бываем, - заметил механик Андрей Гусев.
Наверное, главное, что работать на МТ-250 умеют сноровисто и слаженно. Хотя в экипаже люди разные как по опыту, так и по характеру. Например, старший тралмастер Юрий Ожерельев на промысловом флоте - 26 лет, умеет любой трал вооружить. А прореху в дели залатает так, что не придерешься, а то и не разглядишь.
Всегда готов подменить на мостике капитана старпом Олег Пазин. В его биографии МТ-250 лишь второе судно, но уже сегодня на Олега можно положиться - дело рыбацкое Пазин знает.
Пока Валерий Храпков поглядывает на эхолот и на экран плотора, сверяя расположение косяков на глубинах, старпом не отсиживается в рубке - вместе со всеми готовит к постановке трал.
Летит в воду оранжевый буй, с тральщика вытравливают ваер. Наступает волнующий момент ожидания: каким же придет кутец?
- Он должен быть с неплохим уловом, - прикидывает капитан. - Судя по записи эхолота, рыба есть. Только бы на крабовые порядки не напороться. Ох, и портят они нам рыбалку!
Кстати, добыча краба сейчас запрещена. Но браконьерскому промыслу на это плевать. Столько вокруг ловушек понаставили...
А вот и долгожданный миг! Заработали лебедки, пошла вверх дель снюрревода. Серебряным потоком льется на палубу рыба: камбала, минтай, терпуг. Неплохое начало - полторы тонны за первое траление. На сортировку улова подсобить матросам и капитан спускается из рубки. Время к обеду, но перекусить рыбакам придется по очереди, когда судно пойдет на новый замет, а пока экипаж старается побыстрее рассортировать улов, перекладывая рыбу льдом.
Ветер усиливается, и МТ подбрасывает так, что держись! Звеня, падают в кубрике со стола ложки и чашки. Приходится плотно привязать к плите кастрюлю с только что сваренным борщом, чтобы команда не осталась без обеда.
Однако качка рыбацкому делу не помеха. Все повторяется - траление за тралением. К берегу МТ-250 вернулся через сутки, поймав почти семь тонн первосортной рыбы. Выходит, не зря загадывал на звездный час капитан Валерий Храпков. Пусть и дальше удача не оставляет!
Автор: Светлана БАРЬЯШ, специально для "В", Вячеслав ВОЯКИН (фото), "Владивосток"