Для них рассвет не наступил… и уже не наступит никогда

Страшная трагедия под Иркутском унесла жизни полутора сотен наших земляков. Минувшей ночью в тридцати километрах от Иркутска и в четырех километрах от деревни Бурдаковки потерпел катастрофу пассажирский самолет “Ту-154М”, принадлежавший авиакомпании “Владивосток-авиа” и выполнявший рейс № ДД352 по маршруту Екатеринбург - Иркутск - Владивосток. В 2 часа 10 минут ночи по местному времени (21.10 по Москве и 04.10 по Владивостоку), осуществляя третий разворот при заходе на посадку, лайнер пропал с локаторов авиадиспетчеров. К этому времени самолет уже шел с выпущенными шасси. Последнее, что услышали диспетчеры, сообщает специально для “В” корреспондент иркутской радиостанции “Инта-радио” Сергей Антонов, это слова командира корабля: “Полосу вижу!”

5 июль 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1002 от 5 июль 2001

Страшная трагедия под Иркутском унесла жизни полутора сотен наших земляков.

          Минувшей ночью в тридцати километрах от Иркутска и в четырех километрах от деревни Бурдаковки потерпел катастрофу пассажирский самолет “Ту-154М”, принадлежавший авиакомпании “Владивосток-авиа” и выполнявший рейс № ДД352 по маршруту Екатеринбург - Иркутск - Владивосток. В 2 часа 10 минут ночи по местному времени (21.10 по Москве и 04.10 по Владивостоку), осуществляя третий разворот при заходе на посадку, лайнер пропал с локаторов авиадиспетчеров. К этому времени самолет уже шел с выпущенными шасси. Последнее, что услышали диспетчеры, сообщает специально для “В” корреспондент иркутской радиостанции “Инта-радио” Сергей Антонов, это слова командира корабля: “Полосу вижу!”

По уточненным данным, на борту самолета находились 135 пассажиров и 9 членов экипажа. Погибли все.

          Сообщается, что на месте падения самолета возник пожар, который к утру был потушен. Обломки самолета разбросаны на территории более двух квадратных километров. Более или менее целыми остались лишь хвостовая часть лайнера и фрагменты двигателей. Район катастрофы практически немедленно был оцеплен силами местных подразделений МЧС и УВД Иркутской области. Личный состав бригад МЧС, задействованных к вчерашнему утру на месте трагедии, насчитывал около 180 человек. К этому же времени сюда экстренно прибыл Сергей Шойгу, прервавший свой визит в разрушенный Ленск.

 По сообщению информационных агентств, о чрезвычайном происшествии немедленно было доложено президенту РФ Владимиру Путину, который распорядился немедленно сформировать правительственную комиссию для расследования причин происшедшего и оказания помощи родственникам погибших. Комиссия, которую возглавил вице-премьер Илья Клебанов, вчера прилетела в Иркутск и приступила к работе.

          Телерадио-, печатные и электронные средства массовой информации дружно отмечают мистически-трагическое значение Иркутска для российской авиации. За последние семь лет здесь происходит четвертая авиакатастрофа. В январе 1994-го под Иркутском на окраине поселка Мамоны потерпел катастрофу пассажирский самолет “Ту-154” со 130 пассажирами на борту. Все находившиеся на борту погибли. В декабре 1997-го в Иркутске потерпел катастрофу грузовой самолет “Ан-124” “Руслан” ВВС России. Через 25 секунд после взлета самолет упал на жилой квартал и взорвался. Трагедия унесла жизни 72 человек. В июле 1999 года в аэропорту Иркутска потерпел катастрофу грузовой самолет “Ил-76” авиакомпании “Эльф-Эйр”, выполнявший чартерный рейс из Китая в Москву. В самолете начался пожар. Членам экипажа удалось спастись. И вот – очередная трагедия.

          По информации диспетчерских служб, из 135 пассажиров авиалайнера 48 человек имели билеты до Иркутска. Все остальные следовали до Владивостока…...

          …...Стоимость нового самолета такова, что редкая авиакомпания – а уж тем более провинциальная – может себе позволять такие регулярные покупки. Отсюда – возникновение замысловатых схем, истинная цена которых становится понятной лишь теперь. Весной 1999 года “Независимая газета”, комментируя состояние китайского авиарынка и ссылаясь на международных экспертов, писала: “Что касается уже проданных Россией “Ту-154”, то о них в Китае сложилось неоднозначное мнение. С одной стороны, это дешевые при покупке самолеты. А с другой – очень неудобные в обслуживании, поскольку Россия в отличие от “Боинга” или “Эйрбаса” так и не наладила эффективную систему поставок запасных частей и быстрого ремонта машин. В итоге от “Ту-154”, летающих преимущественно на внутренних линиях, сейчас пытаются избавиться все китайские авиакомпании. Их либо перепродают, либо списывают, заменяя на западные самолеты”.

          А еще через полтора года – 30 октября 2000 года - авиакомпания “Владивосток-авиа” распространила официальный пресс-релиз следующего содержания: “Результатом успешно проведенной финансовой операции стала покупка очередного самолета “Ту-154”. Самолет совершил посадку в аэропорту “Владивосток” 26 сентября и после прохождения необходимого технического обслуживания 19 октября вылетел в Москву на капитальный ремонт. Через несколько месяцев самолет, отремонтированный и выкрашенный в цвета авиакомпании, прибудет в базовый аэропорт для выполнения полетов на внутренних и международных линиях”.

          Вот так: одни избавляются, другие “успешно покупают”. Это был тот самый “Ту-154М” с бортовым номером RA-85845, что минувшей ночью стал братской могилой для полутора сотен наших земляков...…

          Впрочем, трудно обвинять “Владивосток-авиа” в злом умысле. Жестокая нехватка финансов заставляет превращать такие моменты, как запредельное увеличение сроков эксплуатации авиатехники, в государственную политику. Журнал “Авиационный рынок” в одном из последних номеров сообщает, что “24 мая сего года руководитель соответствующего департамента Минтранса РФ утвердил протокол совещания по рассмотрению предложений об изменении порядка продления межремонтных ресурсов самолетов “Ту-154”. В АНТК им. А. Н. Туполева направлено обращение с предложением о переходе самолетов “Ту-154” на эксплуатацию с межремонтным ресурсом 12.000 часов, 5.000 полетов, 8 лет. Решено провести анкетирование авиакомпаний и авиапредприятий гражданской авиации для выявления предпочтительного варианта технической эксплуатации самолетов “Ту-154”: по фиксированным ресурсам, с индивидуальным продлением, комбинированный вариант…”...

          …Уже вчерашним утром один из “черных ящиков” злосчастного “Ту” был обнаружен. Нет сомнений, что будут найдены и другие. Впереди – длительное расследование с участием самых опытных специалистов. Вот только погибших это не воскресит. И их родным не поможет…...

          Когда этот номер “В” уже был готов к печати, пришло сообщение о том, что завтрашний день – 5 июля – решением губернатора Приморского края Сергея Дарькина объявлен в Приморье днем траура по погибшим в иркутской авиакатастрофе. Создается также специальный фонд помощи родственникам погибших. Его расчетные счета будут сообщены в ближайшие дни.