Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ) готовит изменения в национальный стандарт ГОСТ 33670, регулирующий процедуру одобрения единичных транспортных средств. Это решение связано с растущими рисками для испытательных лабораторий, которые могут лишиться аккредитации при работе с праворульными автомобилями, сообщает РИА VladNews со ссылкой на naavtotrasse.ru.
Проблема кроется в действующих требованиях к световым приборам. По ГОСТу, направление светового пучка фар всех автомобилей должно соответствовать правостороннему движению. Однако оптика многих праворульных иномарок, изначально предназначенных для левостороннего движения, освещает встречную полосу, что трактуется как нарушение.
Ситуация обострилась в феврале 2025 года, когда несколько аккредитованных лабораторий во Владивостоке лишились права выдавать свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) и электронные паспорта (ЭПТС) после проверки праворульных машин. Арбитражный суд Приморья поддержал решение Росаккредитации об отзыве разрешений.
В федеральной службе подчеркивают, что речь не идет о прямом запрете ввоза таких автомобилей. Цель контроля — пресечение незаконных схем оформления документов и обеспечение корректности испытаний. Судебные разбирательства касаются именно процедурных нарушений, а не легальности эксплуатации «правого руля» в принципе.
Задача НАМИ — разработать четкие разъяснения и скорректировать стандарт, чтобы устранить правовые риски для лабораторий. Это должно сделать процесс сертификации прозрачным и единообразным для всех испытательных центров, пояснил независимый эксперт Алексей Тузов.
Последствия уже ощутимы на рынке, особенно на Дальнем Востоке. Приостановка деятельности ряда лабораторий привела к сложностям в получении СБКТС и ЭПТС, создав затор в оформлении новых автомобилей. По оценкам, в Приморье полномочия отозваны у четырех таких организаций.
Как отмечают в отрасли, отсутствие у лабораторий нужного оборудования и методик для тестирования праворульных машин привело к временной утрате лицензий, но не к законодательному запрету. Однако, если техническое и регуляторное решение не будет найдено, такая ситуация может стать фактическим барьером для легализации этих автомобилей в будущем.
От готовящихся поправок к ГОСТу теперь зависит не только судьба ввоза праворульных иномарок, но и стабильность всего рынка параллельного импорта. Окончательные решения ждут десятки тысяч владельцев и компаний-импортеров по всей стране.