Психолог: родители и педагоги должны научить ребёнка дружить

Дарья Грабовская – о том, как избежать конфликтов на национальном уровне

13:41, 18 октября 2021 Интервью
daria.grabovsky-240992375_1732253470299951_5605572751561325298_n.jpg
Фото: daria.grabovsky

На сегодняшний день интернет перестал быть просто Всемирной компьютерной сетью, паутиной. Всемирная паутина с каждым днём играет всё большую роль в нашей жизни. Однако высокая степень анонимности и крайняя демократизация общения может привести к негативным последствиям. В последние годы экстремистские идеи активно функционируют в интернет-пространстве. При этом механизм, препятствующий публичному проявлению экстремизма на страницах общенациональных газет и телеканалов, в итернете не срабатывает. Это делает его благоприятной средой для пропаганды экстремистских идей. Экстремистская информация стала общедоступной. Сайты подобной тематики в сети способен найти любой школьник. Таким образом, в настоящее время Интернет стал расцениваться экстремистскими идеологами как привлекательная площадка для ведения идеологической пропаганды и борьбы. Больше всего этому подвержены школьники, которые в силу своего возраста не всегда понимают, какую опасность может нести данная информация.

Семейный психолог Дарья Грабовская в интервью РИА VladNews рассказала, что необходимо делать родителям, чтобы их ребёнок не оступился и не оказался под влиянием людей, несущих угрозу, а также кто ответственен за благоприятную среду в многонациональном обществе.

̶  Дарья, сейчас дети огромное количество информации перенимают из интернета, как сделать так, чтобы ребёнок не навредил себе и своему будущему?

̶  В интернете действительно сейчас много информации, но есть и полезные материалы, и приложения. Конечно, родители беспокоятся за своих детей, потому что в последнее время Всемирная сеть является некой угрозой. Поэтому я рекомендую взрослым чаще общаться со своими детьми на тему интернета, а также принимать участие в повседневной жизни.

Часто происходит так, что родители усаживают ребёнка за компьютер, чтобы он не мешал им заниматься делами, и вот они своими руками распахивают все ловушки интернета. Необходимо позаботиться о досуге своего чада. Чем больше у него хобби, тем больше вероятность того, что интернет станет для него ценным источник полезной информации. Родители должны стать неким проводником ребёнка во Всемирную паутину, им нужно быть немного впереди, поощрять интересы детей, самим наблюдать картину, что происходит в сети.

Также должен быть некий контроль, советую даже добавлять детей в друзья в социальных сетях, общаться с ними там. Чем больше мы запрещаем, тем больше мы формируем интерес у ребёнка залезть не туда. Когда мы будем в курсе, что с ним происходит, с кем он общается, то здесь будет гораздо меньше угроз.

̶  На что необходимо обращать внимание родителям?

̶  Необходимо открыто разговаривать с детьми и объяснять, что нахождение в интернете напоминает пребывание в общественном месте – подстерегают опасности, которые схожи с риском. Также риск несёт общение с чужими людьми. Дети должны чётко понимать, что, если они не знают человека, с которым общаются, – это равносильно общению с незнакомцем в реальной жизни. Необходимо объяснить, что в социальных сетях нельзя размещать слишком личную информацию о себе – номер мобильного телефона, домашний адрес, номер школы, показывать личные и семейные фотографии. Также рекомендую, чтобы родители следили за этим, а также советовали закрывать свои странички в соцсетях, если дети их ведут.

Также взрослые должны рассказать, что нельзя открывать файлы, которые присылают незнакомцы, нельзя доверять чужим людям и встречаться с ними самостоятельно.

Между родителями и детьми уже заранее должны состояться доверительные отношения, чтобы ребёнок не боялся рассказать, чтобы он знал, что он в любой момент может всем поделиться и его за это не накажут.

̶  Если всё-таки родители заметили что-то странное в поведении своего ребёнка, какие меры необходимо предпринимать?

̶  Родителю в такой ситуации необходимо непременно поговорить с ребёнком, но изначально нужно зайти в зону доверия, чтобы он мог раскрыться и всё рассказать.

Если отец или мать что-то увидели и пытаются достучаться до ребёнка, то это так не работает, важно выстраивать доверительные отношения, рассказывать свои секреты. Если ребёнок увидел какие-то материалы, то родитель не должен его осуждать или ругать, нужно подвести всё к тому, чтобы он в будущем сам рассказывал о подобном, не чувствуя при этом своей вины. Нужно объяснять, как можно избежать подобных вопросов в будущем.

̶  На ваш взгляд, насколько важна работа психолога с детьми, чтобы избежать конфликтов на национальном уровне среди подростков?

̶  Здесь работа психолога с подростками очень важна. Это невероятно сложный период для детей, это то время, когда они меняются, у них происходят эмоциональные качели, возрастные кризисы, в таком возрасте эмоции у детей всегда зашкаливают, нужно с ними постоянно разговаривать, помогать выходить из этого состояния. Считаю, что таким человеком должен быть школьный психолог, также необходимо в каждой школе ввести медиацию, проводить лекции и таким образом станет проще избежать конфликтов среди подростков на национальном уровне.

̶  Основная группа риска экстремистских преступлений – это подростки 14 лет, когда начинается переходный возраст и родителям зачастую сложно найти общий язык со своими детьми. Как в этот момент молодые люди в поисках поддержки и понимания могут оказаться под негативным влиянием, этого как-то можно избежать?

̶  Чаще всего родители начинают замечать, когда подростки уже попали в плохую компанию, в зоне риска находятся молодые люди 14 лет. И это нужно как-то предупредить, и самый лучший способ –  профилактика. Нужно думать об этом заранее, когда ребёнок ещё маленький, нужно наблюдать, как развиваются отношения, важно, чтобы в семье была любовь, доверие. Если любимое чадо не чувствует значимости и поддержки со стороны семьи, то он будет искать понимание среди своих сверстников и в силу своего маленького жизненного опыта не будет понимать, что поддержка в этой компании может быть искажённой.

Зачастую подростки думают, что родители их не понимают и думают только о себе, и все слова начинают восприниматься в штыки. Здесь нужно показать ребёнку, что вам действительно важно знать, что с ним происходит. Прежде всего нужно отталкиваться от характера детей, их темперамента, аккуратно подходить ко всему, убеждать, спрашивать, чего они сами хотят, почему оказались в данной группе и что им там нравится. Важно понимать, что движет подростком и какая мотивация преследуется. Ребёнка заранее нужно научить говорить «нет», потому что подростки очень зависимы от мнения сверстников.

̶  С вашей точки зрения, какие основные особенности экстремизма можно выделить в молодёжной среде?

̶  Я считаю, что в первую очередь – это формирование в маргинальной среде, когда неопределённость в положении и ребёнок ещё с неустановившимися взглядами на происходящее, на мир в целом. Также экстремизм, как правило, проявляется чаще всего в ситуациях, когда отсутствуют нормы и установки. Он популярен в тех обществах и группах, где низкий уровень самоуважения, игнорируются права личности.

̶  Сегодня дети разных национальностей встречаются уже в детских садах, кто ответственен за то, чтобы между ребятами были тёплые отношения и отсутствовали конфликты?

̶  Сегодня в обществе действительно много представителей разных национальностей, они встречаются ещё в детском саду и продолжают общаться в школе. Конечно, если смотреть, кто же ответственен за отсутствие конфликтов, то нужно брать несколько сторон. Такими людьми являются и родители, и педагоги, и воспитатели. То есть, то, что окружает ребёнка, что мы в него вкладываем, какую информацию он получает, он будет транслировать в общество. Если мы рассказываем, что нужно со всеми дружить, то он будет зеркалить ту модель поведения, о которой мы говорим. Но если же дома идёт какая-то негативная реакция, плохо говорят про других, то ребёнок всё в себя это впитывает и отображает на внешний мир. Поэтому, в первую очередь, ответственность за это несут родители, далее воспитатели и педагоги – это те места, где ребёнок проводит много времени, как и дома. Педагоги должны показывать, как вести себя в обществе, как дружить, общаться и взаимодействовать.

Напомним, что в Приморье реализуется государственная программа «Безопасный край» на 2020-2027 годы, которая предусматривает реализацию мероприятий, направленных на профилактику терроризма и экстремизма.