Художественный руководитель Приморского академического краевого драматического театра имени Максима Горького, Народный артист России Ефим Звеняцкий приступил к реализации потрясающего и нового для Владивостока проекта – мюзик-холла «Гранд Ревю». В интервью главному редактору РИА VladNews Марии Стеблянко он рассказал о своих грандиозных планах.
- Ефим Семенович, давно вы вынашивали идею «Гранд-ревю»?
- Да, эта идея достаточно долго пребывала в моём сознании, я услышал это желание из уст людей, любящих театр. Во Владивостоке есть разные жанры и виды искусства, галереи, музеи, театры, а мюзик-холла нет. А ведь когда-то, в 20-е годы, здесь был театр Варьете, потом «шоу Ефима Звеняцкого» шло с большим успехом. У меня появилось желание соединить разные коллективы: народные, фольклорные, эстрадные, цирковые. Мне кажется, это могло бы привлечь, во-первых, приморских зрителей, а во-вторых, туристов. Это проект в масштабе Приморского края, инициатива, которая в первую очередь связана с развитием туризма. Она уже предложена руководству края и имеет перспективу на очень долгий срок.
- Коронавирус не помешает вашим планам?
- Сейчас, когда мы ещё не выздоровели окончательно, хочется говорить о будущем, потому что это приближает наше выздоровление. Надо начинать снова верить в творчество! Мы всегда сумеем договориться с руководством Приморской филармонии, которая даст нам возможность арендовать зал для выступлений на три-пять дней в месяц или чаще, если это будет иметь успех… Сейчас мы составляем смету, потому что необходимы изменения в зале филармонии. Надо закупить новые кресла, которые могут передвигаться, столы. Они будут на четыре, шесть, восемь человек, будет хорошее вино, аперитив, лёгкие закуски. Еще необходимы свет, звук, целая машинерия...
- Сейчас идёт кастинг участников?
- Да, он длится уже два месяца, за это время мы получили более ста заявок: и цирковые номера, и оркестровые, и музыкальные, и вокальные. Есть даже целые танцевальные группы по 12, 18 девушек. Я думаю, 14-15 июля в театре Горького мы проведем оффлайн-кастинг будущих участников. То, на что откликнутся наши зрители и туристы, должно быть зрелищным: красиво одетые, ухоженные девушки, мужчины, балет, цирковые номера на уровне Дю Солей или Мулен Руж.
- Это грандиозный проект! Если честно, даже не верится...
- Мы, конечно, не подпрыгнем до таких высот ни сегодня, ни завтра, но это произойдет, поверьте! Так же тихо и возникали театры... Это всё произойдёт, просто надо очень этого хотеть и верить. Это не просто моя выдумка, я больше реализатор долгосрочной программы, в которой, как я уже говорил, заинтересован губернатор края Олег Кожемяко. Мы надеемся, что нам выделят помещение под мюзик-холл. Здание необходимо оснастить специфической аппаратурой, потому что эта программа не для сцены в театре. Затем нужен целый штат сотрудников - от гардеробщиков до фэйсконтроля, от монтировщиков декораций до осветителей, от гримеров до парикмахеров…
- А кто будет режиссёром этого шоу?
- Кастинг проводит хореограф, режиссёр, мой ученик Анатолий Анищенко. Я буду художественным руководителем этого проекта, буду отвечать за всё, что происходит на сцене, в зале, в гардеробе. У нас есть великолепные художники, ты их знаешь: художник по костюмам Андрей Климов и художник по свету Сергей Скорнецкий. У нас уже есть целая команда, которая заинтересована в создании во Владивостоке нового жанра эстрадного искусства. Я думаю, что программами должны будут заниматься европейские режиссеры, это очень высокий уровень, мы должны соответствовать. Мы можем танцевать, петь, здесь есть интересные команды, но это должно соединиться и стать произведением искусства. Буду возить лучших режиссеров. Ну не первых из первых, конечно, – это большой бюджет, но классных режиссеров.
- Когда мы увидим первое представление?
- Возможно, в начале декабря в театре Горького я покажу первую частичную программу, потом мы перейдём в зал филармонии, когда там будут проведены серьезные изменения, о которых я говорил. Ну и финальный этап — это здание мюзик-холла. Я буду привозить во Владивосток лучшие программы из Европы и Азии, чтобы здесь было представлено то, что мы видим в других странах. Скажешь, фантазёр?
- Есть немного… Вспомнила потрясающее шоу «Дом танцующей воды» в Макао. Ведь там очень многое делает техническое оснащение сцены, свет, звук, а уровень наших акробатов не хуже, а может, и лучше.
- У нас всё есть, просто нет жанра такого. Кабаре - специфический жанр, здесь нужно петь не как в Мариинке и танцевать не как в Большом, но не хуже, понимаешь? Гости сидят за столиками, они чуть-чуть раскрепощены… Казалось бы, всё легко и непринужденно! Но не стоит строить иллюзии! Это целая школа. Там учатся, учатся и учатся, чтобы дойти до той филигранности, с которой выполняется то или иное действо на подобных программах. Главное - не скатиться до уровня ширпотреба, пошлости.
- Давайте о земном немного, что с ремонтом театра Горького? Помню, вы говорили еще в позапрошлом интервью, что театр скоро закроется, думали, куда вам идти.
- Вот только что, перед твоим приходом, я подписал чертежи. Два с половиной года уже длится эта история, и это еще очень быстро (я иронизирую). Проектно-сметная документация принята, экспертиза пройдена... За это время сменилась власть в Приморье, в стране, нет ни министра развития Дальнего Востока Александра Галушки, ни министра культуры Владимира Мединского, которые сильно двигали этот проект. Ведь он рассчитан на федеральное финансирование. Только 10 процентов из сметы - это проблемы администрации края, которая уже выполнила свои обязательства. А теперь кто может помочь? Сумма всё-таки миллиард триста пятьдесят миллионов рублей. Я уповаю только на Олега Николаевича Кожемяко, который там составит разговоры.
- Так сроки есть какие-то?
- Если мы начнем реконструкцию хотя бы осенью следующего года, то это будет счастье. А закроемся мы абсолютно точно, это очень большая реконструкция, мы должны всё остановить самое малое на два с половиной - три года.
- Это так долго!
- Да, поэтому мы ищем где нам обитать. Пока мы договорились с одной площадкой в Артёме, они под нас её даже реконструируют. Там будет репетиционный процесс, спектакли. Я думаю, по два-три спектакля в месяц, хотя даже это тяжело для такого маленького города, где в придачу нет денег. Дай бог, чтобы там 500 рублей стоил билет. Это достаточно убыточное предприятие. Думаю, будем проситься играть и в Феско-холл, и в филармонию, и в театр ТОФ, и в Андеграунд. Мы должны использовать все возможности, все площадки. Еще не знаю, где мы будем хранить декорации, у нас их контейнеров 50.
Сегодня на нас свалился коронавирус, а завтра на нас свалится вся эта реконструкция, а это ещё страшнее. Но нас не оставят, не бросят, опять же, будут гастроли по два-три месяца по стране, по Приморью. Я сделаю всё, чтобы сохранить труппу, иначе она рассыпется... Три месяца пандемии прошло, мы очень качаемся, мы в полу-нокауте. К счастью, все живы и здоровы, но это нашествие коснулось нас, как и любого человека на этой планете. Я уже в сотый раз репетирую «Мастера и Маргариту»…
- И как, кстати, с «Мастером и Маргаритой»? Всё-таки без мистики не обошлось... Не думали отказаться от этой затеи?
- Поздно, я в таком возрасте, что мне уже нельзя отказываться ни от чего. Но это ужас, когда уже всё готово для премьеры, а она снова не состоялась. У театра отпуск в июле, потом мы поедем в Хабаровск, там будет Фестиваль дальневосточных театров Евгения Миронова. Чтобы не тратить деньги только на Хабаровск, захватим ещё и Комсомольск-на-Амуре на неделю. За полгода мы будем впервые играть на сцене именно в Комсомольске-на-Амуре.
Потом выпустим спектакль «Сны о Войне», который был приготовлен к Дню Победы. Думаю показать этот спектакль перед Днями мира на Тихом океане, 28 и 29 августа, если уже будет позволено сидеть квадратно-гнездовым способом (смеётся).
«Мастером и Маргаритой» мы откроем театральный сезон 3 октября.
- На самом деле, мы очень ждём этот спектакль!
- Я сам его жду. Знаешь, меня иногда встречают люди, такие же эмоциональные, как ты, которые ждут этот спектакль. Спрашивают, когда, говорят, что билеты не сдали. Я им так благодарен за это!
Кстати, в июне мы вернули зрителям деньги за билеты на несыгранные спектакли. Это было чрезвычайно сложно для нас, но опять «спасибо» руководству края, которое выделило деньги. И за зарплату, которую все эти три месяца вынужденного простоя (хотя мы играли онлайн-спектакли, репетировали, придумывали новые программы) выдавали в полном объеме. Конечно, актёры заработали меньше, потому что какую-то часть они получают за сыгранные спектакли. Но они мужественные люди. Вместе мы всё переживём!