Возвращение Ковчега начнется из Владивостока

Судно по образу и подобию Ноя предлагают приморские корабелы - инженеры и проектировщики

15:23, 21 февраля 2020 Интервью
Ковчег2.jpg

19 февраля в Москве состоится заседания Морской коллегии при правительстве России. На нем будут обсуждаться насущные проблемы обеспечения безопасности мореплавания, защиты морской среды от загрязнения, активизации морских научных исследований, восстановления океанографического и научного флота.

А между тем, проект создания океанских судов на универсальной платформе с различными заменяемыми модулями предложила мировому сообществу и отечественному судостроению российская конструкторская команда из Владивостока.

Идея стара как мир и одновременно содержит множество прорывных для отрасли ноу-хау. И узнать о них можно, как говорится, из первых рук. Корреспондент РИА VladNews побеседовал с инициатором проекта инженером Игорем Зотовым.

От идеи судов-доков…

- Игорь Алексеевич, расскажите о появлении идеи сложных крупнотоннажных специализированных судов? В какой стадии развития сейчас находится проект?

- Идея создания судов на универсальной платформе с различными заменяемыми модулями родилась на базе рыбопромыслового судна-дока еще в 1999 году, когда мы – группа единомышленников из нашего морского города - занимались судостроением для рыболовецких компаний Сахалинской области.

- А что это был за проект?

- Он касался восстановления судостроения и поставок российских рыболовецких судов для рыбопромышленников Дальнего Востока, в частности Сахалина. С осени 1998 до начала 2000 года было построено три рыболовецких судна.

Это был сложный период, сказался кризис 1998 года. Коммерческие кредиты были в районе 90% годовых. Доллар США взлетел с 6 до 27 рублей.

У всех участников проекта было одно большое желание строить российские суда. Независимо от кризиса. А помогли нам профессионализм и желание бизнесменов, конструкторов, судостроителей, представителей администрации и лизинговой компании, финансистов - построить серию отечественных судов. Собственно, сейчас я понимаю, что нам тогда удалось суммировать усилия всех участников и получить синергетический эффект. Ну а что касается кредитной ставки, то мы ее уменьшили в разы с помощью финансовых инструментов.

- И тогда вы задумали новые суда-доки? Какие проектные показатели были у них?

- По окончанию контракта мы уже были ознакомлены с рядом проблем и вопросов в рыбодобывающем флоте России. Поэтому появилась идея создания универсального и экологичного судна, способного работать как единый рыболовецкий комплекс везде, в том числе в Арктике и Антарктиде, на различных традиционных и пока необлавливаемых водно-биологических ресурсах, а также возможностью восстановления их популяции в прибрежных морях.

Что касается проектных данных и эффективности, то, мы пришли к мнению, что наиболее перспективным, может быть универсальное судно-док с показателями достаточно больших размерений и водоизмещения. Расчетная величина повышения эффективности такого комплекса была 30%.

У специалистов, которые знакомились с нашей идеей, проект вызывал интерес. Ведь это суда XXI века. В годы позднего СССР рыбаки и военные моряки уже подступались к подобным, но более простым проектам. Однако обращались за помощью к государству. Поскольку самостоятельно осилить подобный проект в тот период было невозможно.

…К матрице многообразия

Но речь не об этом. Универсальное судно-док имеет неограниченное применение. Хотя универсальными их сейчас не называют, да и не все они доки.

Более правильное и подходящее название - это матричные или аналоговые суда. У них имеются большие возможности для полной или частичной замены внутреннего профессионального технологического оборудования для решения конкретных на данный момент задач. Такая замена может осуществляться по модульному принципу.

- Матричные? Звучит как-то фантастично?

- Матрица в переводе с латыни означает первопричину, источник. Наши суда не только позволяют рационально использовать ресурсы океана, являющегося колыбелью всего живого, но и бережно ухаживать за ним. Начав с одного типа судна, мы к 2010 году запатентовали три и описали еще типа. Сейчас, мы имеем 18 прототипов судов, способных более рационально использовать предоставленные нам ресурсы океана и восстанавливать биологическую среду.

- Почему вы назвали проект Ковчегом?

- На самом деле мы долго думали над названием проекта. Но после того как появился дизайн солнечных батарей на судне-доке, то он стал походить на описание древнего ковчега. Мы были несколько удивлены сходству, но не стали противиться провидению. Название проекта было найдено.

- Что из себя будут представлять такие корабли ? В чем его функционал?

- Во-первых, с ростом человеческой цивилизации растут и размерения судов. Вместо деревянных плота и каноэ у человечества появились полукилометровые стальные специализированные морские суда. Происходит дальнейшее освоение возобновляемых и невозобновляемых ресурсов океана. Для этого приходится создавать не суда даже, а высокотехнологичные океанические комплексы для добычи полезных ископаемых.

Наши стандартные размерения: длина 185 метров ширина 33,3 метра водоизмещение порожнем 20800 тонн, в зависимости от модификаций могут вноситься изменения.

Во-вторых, поскольку функционал судов разнообразен, то остановлюсь на некоторых из них. К примеру, модификация судна-дока нефтесборщика может локализовать и справиться с катастрофическими авариями, подобными той, что случилась 20 апреля 2010 года в Мексиканском заливе, когда взорвалась, загорелась и затонула платформа Deepwater Horizon. По оценке специалистов в море вылилось нефти в объеме 100 тысяч тонн, с самолетов для ее сворачивания вылили порядка 200 тысяч литров дисперсанта CORREXIT 9500. Окончательное воздействие дисперсантов на морскую биосферу до конца не изучено. Более того разливы нефти таких масштабов могут распространяться на сотни и тысячи квадратных километров, образуя пленку, противодействуя испарению воды, нарушая природный цикл воды, гидрохимические и гидробиологические процессы и влияя на изменение течения. Нефть также губит рыб, млекопитающих, птиц, часть попадает нам в пищу.

Ряд ученых считает, что нынешнее изменение климата в Европе и Азии связано с той катастрофой. Кстати, по сообщениям ученых и данных со спутников, нефтяная пленка в настоящее время может достигать трети поверхности мирового океана. Убытки Бритиш Петролеум по этой катастрофе составили за 40 млрд долларов США, стоимость акций провалилась. Согласитесь, что держать патрульное судно стоимостью в 250 млн долларов США в местах средоточения морских платформ дешевле.

Давайте рассмотрим ситуацию на примере с нашим Владивостоком. По оценкам специалистов-экологов только в гавани Золотой Рог, которая ранее называлась бухтой трепанга, на дне скопилось 300 тысяч тонн нефтепродуктов и битумов. Эта бухта является лидером по загрязнению в России, по разным статистическим данным она в сотни раз превышает нормы. А рядом в прилегающих заливах ловят рыбу и моллюсков, купаются.

Предлагаемое нами судно-док с функциями нефтесборщика может не только справляться с большими катастрофами, но и производить чистку дна портовых гаваней.

- По схожей схеме можно заняться очисткой океана от пластика…

- Процесс по защите океана от пластика уже набирает ход и становится международным проектом. Благодаря проекту голландского изобретателя Слата Бояна, было произведено изучение и инвентаризация частиц, зафиксирован их распад на более мелкие фракции, изучено их влияние на биосферу океана и на человека. Произведена серьезная работа. Он привлек и формирует общественное мнение по этой проблематике не только в Европе, но и в мире.

Команду из 100 человек финансирует частный бизнес и просто физические лица, не заинтересованные в коммерческом результате.

Не буду рассказывать о вреде пластика – написано много. Просто каждый может поинтересоваться, сколько частиц пластика он потребляет ежедневно.

Мы также изучаем эту проблему и на наш взгляд OCEAN CLEANUP недоучла мощь океана. Вот перечень причин, по которым сложно производить в автоматическом режиме очистку океана:

Во-первых, барьеры-направляющие пластик и основанные на базе сцепленных плавучих металлических заграждений будут подвергаться разрушению. Не следует забывать о высоте волн до 30 метров и встречно-направленных течениях и ветре.

Во-вторых, накопители могут деформироваться и разрушаться, отрываться от общей схемы. Собрать и починить всю схему в море после каждого шторма нереально или неэффективно.

В-третьих, вопрос о переработке и логистике собираемого пластика до конца не проработан. Представленная схема на мой взгляд затратна и экономически неэффективна.

В свою очередь, могу сказать, что у нас имеются другие решения данной проблемы, которые преодолевают все три вышеуказанных препятствия.

Наперерез западу и востоку

- Как вы думаете, когда мы сможем догнать лидеров судостроения в Китае, Корее, Германии, Финляндии? И как могут отразиться ваши изобретения на восстановление судостроения в Российской Федерации?

- Могу ответить фразой гениального советского ученого и авиаконструктора Роберта Бартини. Для того, «чтобы стать лидером нужно не догонять, а идти наперерез».

Россия и так является лидером в ряде направлений. Это военный подводный флот, ледокольный, научно-исследовательский. Опять же у нас первая в мире плавучая атомная электростанция.

Я считаю, что нужно, максимально воспользоваться тем колоссальным отечественным спросом на рыболовецкие, транспортные и пассажирские суда, имеющийся сейчас для перехода судостроения на новый технологический уклад.

Для решения этой сверхзадачи есть все, что нужно - требование президента РФ об активизации судостроения и увеличение доли гражданского высокотехнологичного судостроения, помощь правительства и профессионалы, умеющие создавать любой военный корабль для ВМФ, ледоколы, супертанкеры, наша страна является лидером в строительстве атомного флота.

Что касается наших изобретений, то они привязаны к перспективам гражданских задач и, надеюсь, они станут частью направлений отечественного судостроения.

- Как известно не все российские судовладельцы выстраиваются в очередь из-за высоких цен, сроки, процентные ставки кредитов? Что думаете по этому поводу?

- Многое уже сделано и делается федеральной властью и судостроительными компаниями, снижаются проценты по кредитам и увеличиваются их сроки, идет привязка к квотам, происходит технологическое перевооружение. Но дополнительно требуется очень серьезно и профессионально поработать с организацией серийности и удешевлением финансирования, быть в постоянной связке с заказчиками, досконально знать их требования и специфику, что позволит снизить стоимость судна. Тогда появится кураж что ли, когда все одновременно будут озадачены строить и продвигать только российское.

- Чем еще могут заниматься ваши суда?

- Мы предлагаем океанографические и научно- исследовательские суда. Океанографические займутся глобальным изучением океана и его влиянием на человечество. Поэтому объем научно-исследовательской аппаратуры, подводных аппаратов, объем док-камер должны соответствовать задачам.

У научно-исследовательского флота задачи связаны в основном с изучением и контролем водно-биологических ресурсов. Их рационального использования, сохранения видов, возможность влияния человеком на воспроизводство не только в закрытом пространстве (бассейнах), но и в открытой среде. Оборудование соответствующее, поэтому архитектура судна, несколько видоизменена.

Что касается еще одного прототипа, то здесь речь идет о судах по переработке водорослей в прибрежных районах тропических и субтропических, экваториальных зон.

Из-за потепления саргассум – морская водоросль достигла массы в десятки миллионов тонн си. И продолжает интенсивный захват территорий морского пространства, в том числе и пляжей известных курортов Мексики, США, Англии, мешать рыборазведению, туризму и так далее. Убытки от данной проблемы уже исчисляются десятками, если не сотнями миллионов долларов США. И это только начало.

- Хотите сказать ваши суда могут решить и эту проблему?

- Я сам удивился насколько интересна проблема и способ ее решения. Не претендуем пока на истину, но если, рассмотреть возможность переработки саргассума, то получим ценнейшее удобрение, большое применение в медицине и фармакологии, включая лечение онкологии, биотопливо и многое другое. Наш проект сможет организовать сбор и первичную переработку, а в некоторых случаях производить готовый продукт, к примеру, такой, как удобрение для сельского хозяйства.

- Нашу страну со всех сторон обложили санкциями. Наверняка они могут повлиять на производство таких сложных судов?

- Санкции вещь нехорошая, своего рода нечестный конкурентный прием. Инициирует общую гуманитарную стагнацию. Но было бы безумием объявлять санкции судостроителям, которые озабочены оздоровлением существования человека и океана.

Думаю, благоразумие и инстинкт самосохранения должны победить. Санкции в отношении производителей судов экологической направленности и их операторов - экологических компаний должны быть невозможны.

И чтобы санкции не имели такого серьезного влияния на экономику, нужно самим производить все необходимое. Со своими партнерами. Что, в общем, мы учли, планируя дальнейшую унификацию наших проектов.

- Вы искали инвестиции для разработок?

- Да, периодически мы делали вылазки и предлагали инвесторам развить наше направление, но то ли сумма вложений велика, а возможно еще пока глобальный инвестор не принял решение исправить ситуацию в мировом океане. Однако наше предложение инвесторам остается в силе.

- На что конкретно ваши разработки могут повлиять?

- При рациональном использовании ресурсов океана и вторичного сырья, которое выносится реками в его необъятные просторы (это не только пластик, но и сапропель и вся таблица Менделеева) их хватит еще надолго. Собственно, мы сейчас говорим о технологиях, связанных с океаном.

На суше для нормальной жизни технологий тоже достаточно. Важно внедрение. Даже зачастую конфликты возникают из-за ощущения безвыходности, отсутствия перспективы для движения вперед. Технологии позволяют выйти из кризиса, но их нужно знать, а самое главное успеть своевременно внедрить. Под технологиями я подразумеваю, в том числе составные элементы научно-технической революции.

Думаю математикам и геофизикам еще предстоит создать модель и доказать, что при внедрении новых технологий в биологии и генетике, инжениренге, физике и химии можно увеличить воспроизводство кислорода, питьевой воды и добывать на шельфах и морском дне полезные ископаемые достаточные для жизни еще скажем десятикратного увеличения численности людей. Очень важно не перейти линию невозврата, а поддержать всемерно инициативы по сохранению Океана.

Давайте рассмотрим самый пессимистический прогноз по глобальному потеплению. Допустим ледники начинают таяние интенсивнее, вечная мерзлота и океан освобождает гидраты метана и диоксида углерода, ускоряя и так парниковый эффект. При таянии ледников уровень моря может повыситься на 65 метров. Фактически это катастрофа для человечества. Разумеется, если это и произойдет, то не сразу и не быстро. Важно не прозевать тенденцию к росту, а она, к сожалению, начала проявляться. И мы не знаем, насколько сильна инерция.

Поэтому главной задачей проекта Ковчег предложить инструмент, благодаря которому можно предотвращать, корректировать и исправлять глобальные ошибки, грамотно использовать имеющееся, восстанавливать, то что можно восстановить.

- Вы сказали про чистую питьевую воду. Если можно, чуть поподробнее об этом.

- Что касается пресной питьевой воды, я хочу обратить ваше внимание, что опресненная вода искусственным образом, без ряда солей и минералов имеет серьезные для здоровья побочные эффекты, вплоть до онкологических заболеваний и может использоваться только для технических целей.

В нашей таблице модификаций есть предложение по переработке айсбергов в чистую питьевую воду. В 2010 году родилась данная модификация, как пилотный проект превращения льда в чистейшую питьевую воду. В случае коммерческого успеха данный проект может масштабироваться при помощи плавучей АЭС установленной в Антарктиде. Это конечно выглядит несколько фантастично, но технически уже сейчас можно просчитать переработку льда к примеру Антарктиды, с помощью электроэнергии вырабатываемой плавучей АЭС в пресную воду и поставку ее в засушливые южные части материков Австралии, Африки и Южной Америки посредством трубопроводов.

При увеличении стоимости воды, а вероятно это будет движение по экспоненте пропорционально росту населения, данный проект может стать в некотором будущем рентабельным.

Если учесть, что сейчас происходит интенсивная вырубка лесов, а деревья и вся флора состоит на процентов 80 и больше из воды, то понятно, что вода, выделяемая из древесины также оказывается в океане. Более того, вырубка лесов ведет к исчезновению мелких речек и ручьев, водоемов. Соответственно встает вопрос о ирригации, и насаждений новой растительности, восстановлении водоемов и передел пустынных земель в плодородные. Для этих целей потребуется много и постоянно действующих поставок пресной воды. Это звучит как я говорил несколько фантастично, но предполагаю, что эти поставки воды могут будут возможными уже в этом столетии.

- Как вы оцениваете емкость вашего проекта?

- Здесь присутствует чистая экономика. При типовых проектах расходы на производство первой модификации расход ятся на все типы, при условии достаточно

заменяемости. У нас она варьируется от 20 до 90 процентов и в среднем 55% ориентировочно. В экономии это может составить также ориентировочно 10-15% от стоимости судна. Немалые деньги и помощь в 1,5 миллиарда рублей с каждого судна генеральному инвестору.

Поскольку Агентством стратегических инициатив РФ уже произведена экспертиза в декабре 2013 года и емкость проекта, правда тогда в несколько урезанном виде (модификаций было много меньше) оценена в 7 триллионов рублей.

- Что из себя представляют другие проекты?

- Всего прототипов 18. Есть пассажирский круизный ледового класса. Русские открыли Антарктиду, имеем самую обширную Арктику, а круизных лайнеров ледового класса не строим. Плавзаводов и плавбаз остались единицы, а когда-то больше сотни было.

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!