Анастасия Витальевна Горохова – главный врач краевой клинической детской психиатрической больницы доступно рассказала в прямом эфире Радио «Лемма» в программе "Разговор с Андреем Калачинским" о причинах появления девиантного поведения детей в школе, а также о способах его предотвращения на начальных этапах, сообщает РИА VladNews.
- С чем связан рост случаев детского негативного поведения в школах?
- Прежде всего, проявление детской агрессивности – это этап взросления и развития ребенка. Травля в школах всегда, так или иначе, была, но раньше с этим реже сталкивались и выявляли только при глубоком опросе детей или родителей, сейчас об этом говорят больше. И возможно, из-за того, что эта проблема чаще выносится на поверхность, складывается впечатление, что случаи травли участились.
- Когда дети начинают вести себя агрессивно? Например, как в случае со Школой №2 в Большом Камне.
- Агрессивное поведение может проявляться во всех возрастах. Первичным способом выражения служит раздражение, гнев, злость, наблюдая результат такого поведения, ребенок с малого возраста оценивает его полезным и находит в нем для себя какую-то вторичную выгоду. Причины агрессивного поведения очень разнообразны, например, накопившееся эмоциональное раздражение, неумение выражать свою обиду, недостаток внимания со стороны взрослых. В случае со школой в Большом Камне может играть большую роль материальное расслоение. Школа №2, как говорят, лучшая в Большом камне, ребенок изначально из не очень благополучной семьи, поэтому тут было важно то, как ребенка принял класс, ученики. Возможно, это агрессивное поведение является ответной реакцией ребенка на исключение его из определенного круга общения, ведь учителя его жалели по какой-то причине? Это могут быть плохие семейные отношения, где демонстрируется жестокость, или личностная особенность – неустойчивость эмоционального состояния, которое проявляется через агрессию, также это может быть усталость ребенка или социально-биологические факторы, например, незрелость нервной системы ребенка, которая тоже будет проявляться негативным поведением.
- Нужно ли изолировать ребенка из общественной среды при таком его поведении? Если да, как именно это нужно сделать?
- Есть определенный алгоритм действий ведения таких детей. Во-первых, это довести до результата работу с комиссией по делам несовершеннолетних, обратить внимание семьи на поведение ребенка, если законные представители не реагируют на обращения, то можно пойти в органы опеки. Мы только в крайних случаях отправляем детей в реабилитационные центры, это происходит по той причине, если есть прямая угроза ребенку в семье, тогда мы обязаны забрать ребенка из этой среды.
- Каким способом можно помочь и детям, выражающим агрессию, и тем, кто от них страдает?
- Чтобы предотвратить агрессивное поведение детей в школе, надо нанимать школьных психологов, а не нагружать завучей, которые эмоционально не подготовлены. Также школа имеет право направить ученика пройти комиссию у психолога. В первую очередь мы должны думать о психологическом здоровье детей, поэтому этим должен заниматься специалист.
- Вы сказали, что нужно вернуть в школу психологов, а насколько это реально?
- Школьные психологи у нас были, но потом их забрали централизовано в коллекцию, и теперь они, как пожарные, выезжают только на вызовы в образовательные учреждения. Специалисты исправительного центра занимаются практически тем же самым, но в более тяжелых ситуациях. Ранее, еще при губернаторе Владимире Миклушевском, уже поднимался вопрос вернуть психологов в школы, но с учетом смены директоров департамента решение этой проблемы затормозилось. Сейчас этот вопрос нужно снова поднимать перед новым губернатором Олегом Кожемяко. Так как если это все бросить, то подобные ситуации агрессивного поведения будут только нарастать, а рецепта реагирования на это ни правительства, ни у общества нет.
Говорить о детской агрессии сложно не только потому, что это касается детей – нашего будущего поколения, которое мы обязаны оберегать и помогать в подобных сложных психологических ситуациях, а также из-за того, что у взрослых нет четкого плана действий, в случае если его ребенок подвергся насилию или наоборот стал жертвой. Поднимать на общественное обсуждение подобные темы необходимо, но наши действия еще важнее, ведь именно дети берут пример с поведения взрослых.
Напомним, самосуд родителей закончился уголовным делом. Следственный комитет завёл дело на родителей, которые проучили пятиклассника, нападавшего на их детей. Взрослых обвиняют в нанесении телесных повреждений ученику школы №2 города Большой Камень в Приморском крае. Ранее СМИ сообщили, что родители пришли в учебное заведение окунули ученика-задиру головой в унитаз. Случилось это после того, как после действий школьника, госпитализировали ученицу.