Политолог: бесконечно тратить деньги на Дальний Восток не получится

Пётр Самойленко рассказал о планах властей на округ

14:51, 8 февраля 2019 Политика
76a0d43be15f0b7d25a7e15735ec0dff08b598a1.jpeg
Фото: Андрей Михайлов, РИА VladNews

Новая госпрограмма развития Дальнего Востока, которую планируется принять в текущем году и презентовать на Восточном экономическом форуме, должна дать импульс развитию всего региона. Поручение разработать национальную программу по развитию Дальнего Востока до 2025 года президент дал в своем выступлении на заключительном заседании ВЭФ-2018. Корреспондент РИА VladNews побеседовал с кандидатом политических наук, доцентом ДВФУ, членом Российского общества политологов Петром Самойленко на эту тему.

Программа должна объединить мероприятия уже принятых национальных проектов и госпрограмм, долгосрочные отраслевые планы ведомств и инфраструктурных компаний, стратегии развития всех дальневосточных регионов с учётом возрастающей роли Дальнего Востока в экономике России. Вместе с тем, как считают эксперты, программа не может быть просто «планом помощи» федерального центра бюджетам субъектов ДФО, и должна в обязательном порядке учитывать непосредственно возможности дальневосточных регионов, а также перспективы интеграции в АТР.

По словам эксперта, развитие Дальнего Востока нуждается в диверсифицированном подходе к разным регионам федерального округа, которые имеют совершенно разный потенциал и условия для развития.

«Проблема в том, что декларативно, по команде, обеспечить равномерное развитие федерального округа, огромного по площади и имеющего в своем составе достаточно разнородные регионы – по составу населения, экономическому потенциалу, географическим и климатическим особенностям – нельзя. Другое дело, что создание программы нацелено на формирование определенного базиса для развития всего региона, но тут надо учитывать как раз особенности регионов. С другой стороны, мы понимаем, что федеральный округ громадный, в силу большой территории и низкой плотности населения здесь традиционно высокие цены и слабая инфраструктура, достаточно затратно создавать новые объекты и производства, и бесконечно тратить на это деньги из государственной казны не получится. Поэтому госпрограмма должна давать толчок для развития региона с помощью привлечённых ресурсов, а также использования выигрышного расположения. Собственно, именно в такую стратегию укладывается присвоение Владивостоку статуса официальной столицы Дальнего Востока, тем более что и мотивировалось данное решение именно как хронологически логичный шаг. Раз Владивосток всё больше становится центром экономической активности и международного сотрудничества в регионе, то и официальный статус перешёл к нему. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы регионы ДФО были диверсифицированы по своим возможностям применительно к развитию, какие-то больше должны быть «заточены» под международное сотрудничество и внешнеэкономическую деятельность, другие же могут быть ресурсом внутреннего развития федерального округа как целостной системы. А в рамках госпрограммы уже необходимо создавать базовые условия для этого, прежде всего объекты социальной инфраструктуры, условия для экономического роста и так далее», - отметил Пётр Самойленко.

Эксперт также подчеркнул, что проблематика интеграции Дальнего Востока в АТР тоже должна оцениваться в рамках целей и ресурсов госпрограммы.

«По сути, вопросы развития территории ДФО связаны с двумя факторами: госвложениями и «чистой», рыночной экономикой. Поэтому регионы округа также необходимо «затачивать» под эти возможности, где-то придётся больше денег привлекать государству из бюджета, потому что условия заведомо предполагают низкую возможность привлечения сторонних средств. В других случаях напротив, больше стоит ожидать от инвестиций. Такие регионы как Приморский край и Сахалинская область, имеющие высокий потенциал международного сотрудничества, должны быть даже в большей степени чем сегодня «локомотивами» развития всего Дальнего Востока, поэтому госпрограмма должна работать по принципу синергии, то есть вкладывая рубль бюджетных средств в развитие региона на этот рубль нужно получать три-пять «внешних» частных средств. Речь может идти как о софинансировании каких-то проектов, так и о «приходе денег» на созданную за бюджетный счёт инфраструктуру, такую возможность дают, к примеру, режимы Территорий опережающего развития. Соответственно, региональные власти во всех субъектах Дальнего Востока сегодня должны выработать индивидуальную стратегию развития региона, базирующуюся на условиях будущей госпрограммы как базовом, начальном этапе, но учитывающую конкретные условия той или иной территории по развитию, в том числе в условиях интеграции Дальнего Востока в АТР. Губернаторы должны чётко представлять себе, куда они «поведут» вверенные им регионы, «оттолкнувшись» от госпрограммы как начальной точки развития, единой «матрицы» для всех тут не получится…», - подчеркнул Самойленко.